15:26
О. Раниеро Канталамесса: "Не бойтесь Святого Духа!"
О.Раниеро Канталамесса, францисканец-капуцин, богослов и историк, посвятил себя проповеди о новой Пятидесятнице. В течение многих лет он проповедует по всему миру, делая это с необыкновенным чувством в харизматическом и экуменическом духе. Начиная с 1980 года, он проповедует также и в Папском доме в Ватикане. Убежденный, что события Пятидесятницы двухтысячелетней давности сегодня снова происходят в мире, о. Раниеро Канталамесса приглашает нас распознать и пережить животворящее дыхание Святого Духа, особенно ярко проявляющегося в движении харизматического обновления, в этом духовном пробуждении, которое христианские церкви переживают с начала 20 века.

Как Вы встретились с харизматическим обновлением, каким был Ваш личный опыт Пятидесятницы, и что изменилось в Вашей жизни?

В каком-то смысле изменилось все. Я уже был рукоположен. Я был профессором в католическом университете Милана, преподавал историю возникновения христианства, и когда я встретил людей, получивших благодать Пятидесятницы, я сначала сопротивлялся и даже критиковал их. Как священник, я получил образование до II Ватиканского Собора, а следовательно, в очень традиционной манере. Но Святой Дух ждал меня. Это действительно так, потому что когда мне представилась возможность участвовать в экуменическом харизматическом собрании в Америке, я испытал свое первое харизматическое потрясение. И именно в доме для духовных упражнений в Соединенных Штатах я решил отдать Господу бразды правления моей жизнью. Я думаю, что главный шаг на пути обретения благодати Пятидесятницы — это отдание себя Господу, предоставление Ему карт-бланша нашей жизни. Я принял крещение Святым Духом. Внешне во время этой молитвы не произошло ничего особенного и необыкновенного, но через какое-то время я заметил, что что-то изменилось в моей жизни. Прежде всего, когда я открывал Библию или молитвенник, чтобы молиться псалмами, Библия становилась для меня живой книгой, она говорила со мной. Некоторые псалмы, казалось, были написаны специально для меня за несколько дней до этого. Итак, я обнаружил, что один из первых плодов Святого Духа заключался в том, что Библия становится живой книгой, через которую Бог говорит сегодня.

Второй знак происшедшего во мне изменения был в том, что когда я вернулся в свою францисканскую общину в Вашингтоне, я почувствовал, что меня влечет, притягивает церковь. Молитва стала для меня потребностью, а не трудностью. Она меня привлекала. И молитва стала молитвой Святой Троицы, то есть такой, какой она должна быть, христианская молитва. Иначе говоря, Отец отсылает нас к Сыну, Сын говорит нам об Отце, и каждое Лицо Троицы с нетерпением хочет открыть нам другие Лица Святой Троицы — и это движение любви.

С внешней точки зрения то, что также изменилось, это то, что однажды Господь говорил со мной с помощью образа. Я думаю, что в этом не было ничего исключительного, сверхъестественного, но для меня это было очень реально. Господь прошел передо мной и сказал: «Если ты хочешь помочь Мне возвещать Царство Божие, оставь все и следуй за Мной». И я услышал, что Он хочет, чтобы я оставил преподавание в университете, кафедру — а я был даже директором факультета этого университета — чтобы стать странствующим проповедником слова Божия. Я ответил «да».
Я оставил с разрешения моего начальника преподавание. Я был занят подготовкой к новому служению, когда пришла новость из Рима о том, что Папа Иоанн Павел II назначил меня проповедником Папского дома. Люди не знают, что это означает. Это означает то, что Папа вместе с кардиналами Римской курии, с главами монашеских орденов каждую пятницу утром, во время Рождественского поста и в Великий Пост приходит, чтобы послушать размышления, предлагаемые монахом-капуцином. В течение 29 лет я являюсь этим монахом-капуцином. Это была невероятная благодать. Благодаря ей, я смог говорить в самом сердце Церкви об этой благодати новой Пятидесятницы, которая распространяется в Церкви, я даже проповедовал Римской курии о крещении Святым Духом.

Что это такое — крещение Святым Духом - ведь в нашем крещении мы уже получили Святого Духа, а мы снова говорим: наполни нас, приди и исцели нас. Но если мы уже получили, то зачем нам это говорить?

Да, это вопрос, на который у меня уже была возможность отвечать несколько раз. Прежде всего, надо всегда отдавать себе отчет, что выражение «крещение Святым Духом» - это не изобретение движения харизматического обновления. Именно Христос придумал это выражение. Последние слова, которые Он сказал Апостолам, были такие: «Скоро вы будете крещены Духом Святым». Событие, которое произошло вскоре после этого, очевидно Пятидесятница. Таким образом, именно Христос этим выражением «крещение Святым Духом» обозначил Пятидесятницу, которая не есть крещение водой. Следовательно, это благодать, которую предполагает для нас таинство крещения водой, но которая добавляется как исключительная благодать, которой нет нужды определять или  как-то классифицировать.

Впрочем, на мой взгляд, именно Церковь учит нас всему этому. Все молитвы, все гимны Святому Духу начинаются с приглашения: «Приди! Приди, Дух-Создатель! Приди, Святой Дух!» Все гимны начинаются с этого. Значит, это Церковь поет, Церковь, которая получила Святого Духа. И в то же время Церковь нас учит всегда говорить: «Приди, приди, приди!» И Дух Святой приходит. Он должен всегда приходить. Он должен прийти, потому что наша способность принимать Его должна обновляться. После того, как мы получили Святого Духа, мы уже можем отставить Его в сторону, пренебречь Им. То есть крещение Святым Духом подобно тому, как очищают очаг от пепла, чтобы огонь, который был зажжен во время нашего крещения, смог реально разогреть нашу христианскую жизнь. Я не вижу богословских препятствий против идеи крещения Святым Духом при условии, если мы ясно говорим, что это не восьмое таинство Церкви. Крещение Святым Духом — это способ придать жизнь всем церковным таинствам. Я пережил его именно так. Когда я пережил это крещение Духом, разумеется, я задумался о том, что оно означает.  И даже прежде чем я начал изучать богословие, ответ был для меня ясен: крещение Святым Духом — это способ придать действенность тому, что я пережил в моем водном крещении. Когда меня крестили в детстве, другие люди отвечали от моего имени. «Веришь ли ты во Христа?» - «Да, верю», «Принимаешь ли ты Христа?» - на это отвечали другие люди. Теперь была моя очередь. У меня была возможность по-настоящему свободно подтвердить свое водное крещение. То есть через этот свободный поступок я позволяю Господу выразить всю силу, которую мы получили через все наши церковные таинства, чтобы в нас проявилась та сверхъестественная жизнь, которая в нас есть.

Именно Святой Дух делает Христа живым и присутствующим. Иначе Христос становится богословской диссертацией, вероучением, набором догматов. Для меня это во многом изменило мое отношение ко Христу. Я изучал христологию, это была моя специализация. Я даже написал докторскую диссертацию по богословию христологии Тертуллиана. И вот, после крещения Святым Духом я заметил, что мне нужно узнать другого Иисуса — Иисуса воскресшего, живого, Который находится рядом и Который действует именно посредством Своего Духа. Потому что Святой Дух для нас после искупления — это Дух Христа, это дыхание Христа, веящее над Церковью. Кто может обойтись без этого дыхания Господа? Я думаю, что Христос ищет людей, готовых принять это дыхание. Он говорит: «Примите Духа Святого» как будто Он умоляет, как будто Он просит милостыню у нас, Своих созданий, у Церкви — даже у Церкви. Он выпрашивает возможность сообщить ей Своего Духа. «Примите Святого Духа» - это прошение.

Кардинал Сьоменс в 1990 году говорил, что эта благодать обновления была предложена Церкви, но она не была принята всей Церковью, не была принята сердцем Церкви, и мы можем заметить, что в некоторых странах эта благодать крещения Святым Духом, движения харизматического обновления, образования новых общин, силы, заключенной в общинной жизни — все это не было принято и понято. Что Вы думаете об этом, и предстоит ли еще определенный этап, который нужно преодолеть, чтобы двигаться еще дальше?

Важно отметить одну вещь — я пережил это на своем опыте — это страх новизны. Есть желание делать то, что ты делал всегда, то есть при этом главная роль принадлежит человеку. Я не могу понять, почему в духовенстве есть те, которые не принимают и даже открыто осуждают движение  харизматического обновления вопреки тому, что Папы Иоанн Павел VI, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI часто выражали свое одобрение и поддержку, свою положительную оценку этого движения и других подобных движений внутри Церкви.

И если бы я мог обратиться к епископам и священникам — впрочем, я это делаю во время духовных упражнений, когда я проповедую им, — я бы сказал: не бойтесь Святого Духа. Часто мы испытываем этот страх. Но вот что забавно: когда я провожу духовные упражнения для епископов и священников, не упоминая о харизматическом обновлении, но давая место для благодати Пятидесятницы, то в завершение всего, во время последней Мессы, всегда есть излияние Святого Духа, и они принимают Его. То есть, мы видим, что благодать Святого Духа может быть воспринята и тогда, когда, говоря о ней, мы не будем использовать некоторые выражения или упоминать некоторых людей, которые вызывают трудности. Нужно найти способ, чтобы позволить Духу Святому сойти, а нам, как инструментам, нужно оставаться на заднем плане.

Мы видим, что благодать Святого Духа побуждает нас к единству. Святой Дух изливается с одними и теми же проявлениями у христиан различных конфессий. Это не значит, что мы забываем или пренебрегаем различиями, которые должны быть разрешены, но видно, что происходят изменения в сердцах, мы начинаем трудиться вместе, молиться вместе. Когда мы ставим в центр Христа, происходит то, что даже вопросы доктринальных различий отходят на второй план, и становится возможным их разрешать.

Это дуновение Святого Духа освобождает нас также от нашего греха, нашего духовного охлаждения. Создается впечатление, что есть и действие, и разрушение, и творение.

Дух Божий всегда творит нечто новое. По одному определению, которое всегда меня поражало и которое я зачитал в начале, харизматическое обновление есть восстановление власти Божьей. Хотя мы порой этого не замечаем, но мы сами хотим обладать властью и всегда во имя Божье. И мы всегда найдем оправдание делать то, что мы хотим сделать сами. Тогда как харизматическое обновление означает, что Дух Святой берет в Свои руки жизнь Церкви. Жизнь Церкви означает вести приходы, всю жизнь Церкви путем соработничества с мирянами и жить так, как мы проповедуем. И очевидно, что есть сопротивление этому. Нужно умереть для себя, прежде чем мы сможем отдать управление нашей жизнью, всю нашу жизнь под власть Духа Святого, Духа Христа. Нужно отдать свою власть, как говорил Христос, отрекаясь от Самого Себя. Святой Апостол Павел говорил то же самое: «И я уже не для себя живу, но для Господа». Но оказывается, что нам довольно трудно совершить этот переход от жизни для себя к жизни для Господа.

Это узкие врата?

Да, это естественно. Человек инстинктивно хочет сохранить свою автономию. Пришествие Духа Святого требует от нас отречения от нашей независимости, чтобы мы смогли получить гораздо более глубокую свободу. Но так же нужно отречься от такой свободы, которая является, на самом деле, рабством греху и нашему эгоизму. Если мы вкусили плодов Духа Святого, то нам будет легко уступить Ему власть и управление нашей жизнью. Потому что плоды Духа Святого проявятся настолько, насколько мы позволим им действовать в нашей жизни — это любовь, мир и радость. Это как раз то, к чему человечество стремится самым отчаянным образом — к любви, к миру и к радости. Как показывает наш опыт, только тогда, когда мы позволяем Христу войти в нашу жизнь, когда мы пребываем в Его Духе, приходят радость и свобода. Нужно просто совершить этот переход, закрыть глаза и устремиться вперед. Нужно броситься вперед.

В «Исповеди» Блаженного Августина есть отрывок, который всегда меня очень поражал. Он говорил, что в решающий момент своей жизни, когда предстоял выбор оставаться в прошлом или войти в новую жизнь, у него было впечатление, что Бог был перед ним и говорил: «Бросайся вперед! Ну же, бросайся! Ты увидишь, что Я не отступлю назад и не дам тебе упасть в пустоту. Бросайся вперед!» Но нужно было закрыть глаза, как говорил Блаженный Августин, потому что всегда воспоминания прошлого тянули назад, словно говоря: «Нет, не делай этого, потому что после этого тебе придется отказаться от того-то и того-то». И, к счастью, у него нашлось мужество совершить этот шаг, и сейчас мы имеем Блаженного Августина. Иначе в истории человечества был бы еще один грешник. Но у нас есть еще один святой.


И на прощание, какие слова Вы хотите адресовать тем, кто Вас слушает?

Не бойтесь дуновения Святого Духа. Он наш союзник, союзник нашего разума. Он не враг разума, Он союзник нашего разума. Он союзник нашей радости. Он есть Дух Христа, Который хочет войти в нашу жизнь, чтобы сделать нас счастливыми. И поэтому, если мы, дорогие друзья, ищем радости, я могу вам предложить только одно: бросьтесь в руки Христа воскресшего. Он не отступит назад, и вы не упадете в пустоту.


Беседу вела Валерия Бучез, член экуменической общины Chemin Neof (Новый путь), директор Net for God

Отрывки из выступления о. Раниеро Канталамессы на встрече итальянского движения харизматического обновления в Риме в 2006 г.

«Вы знаете великого богослова Иоанна Конгара? Он не принадлежал к движению харизматического обновления, он был вне его. На одном представительном международном конгрессе он сказал такие слова: «Как можно не видеть, что движение харизматического обновления неотделимо от потока благодатных даров Святого Духа? За короткое время оно распространилось как пожар в степи». Он сказал это в 1981 году и добавил: «Это больше, чем новая форма». И мы тронуты тем, что движение изменяет жизнь людей».

"Сказать, что все исполнились Святого Духа, значит сказать, что они пережили опыт Божьей любви, опыт, который перевернул всю их жизнь. Мы можем представить себе Божью любовь как океан, который моментально переполняет, захлестывает Апостолов. В этот день они пережили крещение Святым Духом. Образ крещения, омовения означает быть ввергнутыми, полностью погруженными в воду. Таким образом, Апостолы были омыты любовью Божьей”.

"Движение харизматического обновления обновило также Церковь действием Святого Духа. Это действие — не только освящающее и преображающее, но также харизматическое. В этом смысле движение харизматического обновления было ответом Бога на молитвы Папы Иоанна XXIII, на его молитву о новой Пятидесятнице. Это было также ответом Бога на то, что Церковь записала в Догматической конституции II Ватиканского Собора «Свет народам» в 12 разделе. Святой Дух освящает Церковь не только посредством таинств и служений, но разделяя каждому Свои дары. И эти дары даны для созидания Церкви, и они должны приниматься с благодарением и утешением. Часто, когда я встречаю епископов, священников, я говорю, что нужно принимать с благодарением и утешением тех, кто участвует в харизматическом движении”.

«Дух-Создатель, приди к нам, посети души Твоих детей! Ты наше духовное Помазание. Удали от нас сатану. Не медли, даруй нам Твой мир. Помоги нам познать Бога-Отца, помоги нам познать также и Сына и всегда верить, что Ты — единый Дух Отца и Сына».

Из фильма «N'ayez pas peur du Saint Esprit! Père Raniero Cantalamessa/Не бойтесь Святого Духа! О. Раниеро Канталамесса»
http://www.netforgod.tv/VOD/index.html#
Категория: Католичество | Просмотров: 1695 | Добавил: Maria | Теги: раниеро канталамесса, Святой Дух | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar