08:25 «С Богом во тьму». Рождественская проповедь Ганса Урса фон Бальтазара |
![]() Услышав голос ангела, осиявшего их ослепительной божественной славой, пастухи очень испугались. Невероятное, неземное сияние подтверждало, что этот ангел – посланник небес, и придавало его словам непререкаемый авторитет. С высоты своего авторитета ангел приказал пастухам не бояться, но принять возвещенную им великую радость. И когда ангел еще говорил, явилось несчетное множество других ангелов, которые воспевали «Славу», хвалили Бога в вышних, и возвещали людям мир и Божье благоволение. Потом, как написано, «ангелы отошли от них на небо». Наверняка, пение было чудесным, и пастухи были рады его послушать; конечно, им было жаль, что концерт закончился и исполнители исчезли за небесным занавесом. Впрочем, скорее, они втайне вздохнули с облегчением, когда непрошеный свет божественной славы погас, звуки небесной музыки умолкли, и они вновь оказались в привычной земной темноте. Скорее всего, они чувствовали себя жалкими бедняками, которые вдруг оказались в царских покоях среди одетых в роскошные одежды придворных, и были лишь рады ускользнуть незамеченными. Но замечательно, что пугающая слава небесного царства, теперь исчезнувшая, оставила в их душах свет человеческой радости, свет радостного ожидания, напоминавший об указании ангела, и пастухи поспешили в Вифлеем. Теперь они могли оставить позади явление небесной славы, потому что оно было лишь отправной точкой, первой искрой, стимулом, толкающим их к тому, ради чего все и было задумано. Осталось крошечное семя слова, которое упало в их сердца и теперь начало прорастать ожиданием, любопытством и надеждой: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они хотят увидеть слово сбывшимся. Не слово ангела, сияющее небесным светом – оно уже не важно. Они хотят увидеть суть ангельского слова, то есть «Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Они хотят увидеть слово, которое «случилось», слово совершившееся, слово, не просто сказанное, но сделанное, которое можно не только услышать, но также и увидеть. Итак, пастухи отправляются в путь, оставив позади небеса и устремившись к земному знаку. Но, Боже мой, что за знак! Обычное дитя, в котором нет ничего особенного. Это дитя не лучится светом славы (как его изображали благочестивые художники), напротив: это дитя выглядит самым заурядным образом. Оно лежит, завернутое в пелены, так что не может пошевелиться, словно бы связанное одеждами, в которые завернуто по усмотрению других. Ничего возвышенного нет и в яслях, где лежит Младенец. Ничто даже отдаленно не напоминает о небесной славе и поющих ангелах. Здесь нет ничего хоть сколько-нибудь достойного внимания. В конце ночного пути пастухов ожидает самая обыденная сцена. Более того, ее бедность обескураживает. Они видят нечто человеческое, обыкновенное, даже профанное, ничем не примечательное. Но таков был обещанный знак, и он сбылся. ![]() Значит верно: чтобы найти Бога, христианин призван выйти на улицы мира, он послан к своим обездоленным и бедным братьям, ко всем, кто страдает, алчет и жаждет; ко всем, кто наг, и болен, и в темнице. Отныне это – его место; он должен стать одним целым с каждым из них. Такова великая радость, возвещаемая сегодня, потому что тем же путем Бог послал нам Спасителя. И даже если мы сами бедны и томимся в неволе, и нуждаемся в освобождении, каждый из нас, познавших радость избавления, послан быть спутником тем, кто беден и в узах. Но кто пойдет этим путем, который ведет от славы Божьей к бедному Младенцу в яслях? Не тот, кто идет ради собственного удовольствия. Этот выберет иные пути, которые, скорее всего, ведут в обратном направлении – от тягот собственного существования к некоему воображаемому, вымышленному образу небес, будь то краткое наслаждение или долгое забытье. От небес, сквозь мир, в ад погибших пойдет лишь тот, кто в глубине сердца сознает, что такова его миссия; такой человек следует призванию, которое сильнее его удобства и его сопротивления. Это призвание безраздельно властвует в моей жизни; я повинуюсь ему, потому что оно исходит из сфер выше моей экзистенции. Это приглашение, обращенное к моему сердцу: отдать всего себя целиком. Его потаенный, но властный свет заставляет меня волей-неволей подчиниться. Я могу и не знать того, кто такой этот, призывающий меня служить ему. Но я знаю одно: если я останусь запертым внутри себя, если я буду искать себя, я не найду мира, обещанного тому, в ком Божье благоволение. Я должен пойти. Я должен стать слугой бедных и узников. Я должен потерять свою душу, чтобы обрести ее, потому что пока я держусь за нее, я теряю ее. Невыразимое, молчащее слово (и все же столь безошибочно узнаваемое) горит в моем сердце и не оставит меня в покое. Есть страны, где миллионы людей умирают с голода, гибнут от непосильной работы за нищенскую плату, где людей безжалостно эксплуатируют как скот. Целые народы избивают в войнах, которые не кончаются, потому что кому-то нужно, чтобы они продолжали влачить жалкое существование. И я знаю, что любые мои слова о прогрессе и освобождении человечества будут со смехом и издевкой отвергнуты «реалистами». В самом деле, нужно лишь открыть глаза и уши, чтобы услышать, как с каждым днем становится все громче вопль несправедливо угнетаемых – как и угрозы тех, кто одержим жаждой власти – даже ценой ненависти и уничтожения. Это – власти тьмы. Перед их лицом все наше мужество исчезает, и мы теряем веру в то призвание, что живет в наших сердцах, призвание, которое было таким светлым, радостным и умиротворяющим. Мы теряем надежду на то, что действительно найдем бедного Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Кому нужна моя жалкая миссия, эта капля в раскаленной добела печи? К чему мои усилия, мои труды, мои жертвы, мои мольбы к Богу о мире, который обречен погибнуть? «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость… Ибо ныне родился вам Спаситель» – Сын Божий и Сын Отца, который (в послушании Отцу) прошел весь путь, ведущий от Отца во тьму мира. Позади Он оставил всемогущество и свободу, впереди Его ждут бессилие, узы и унижение. Позади – божественное всеведение, впереди – перспектива бессмысленной смерти на кресте между двух преступников. Позади – блаженство жизни с Отцом, впереди – горестная солидарность со всеми, кто не знает Отца, кто не хочет Его знать и отрицает Его существование. ![]() На этом пути случаются чудеса. Иногда эти чудеса кажутся незначительными, и никто не замечает их. Разве найти Младенца в пеленах, лежащего в яслях, – не чудо? Но есть иное чудо – когда особая миссия, скрытая в сердце человека, достигает своей цели, принося Божий мир и радость туда, где прежде были лишь отчаяние и безнадежность. Когда кому-то удается затеплить маленький свет посреди огромной тьмы. Когда радость освещает сердце, уже не чаявшее в это поверить. Снова и снова мы будем убеждаться, что слово ангела – если мы последуем ему – приведет нас туда, где Слово и Сын Бога уже стал человеком. Мы верим, что, несмотря на шум и безумие, сегодняшнее Рождество – такое же настоящее, как и то, что случилось две тысячи лет назад. Раз и навсегда Бог вышел навстречу нам, и ничто, до скончания мира, не помешает Ему придти к нам и быть с нами. Перевод Кирилла Горбунова "Призвание", №1/2007 Взято с сайта: http://cathmos.ru |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |