17:32
Страсти Христа
В общем, фильм скорее предназначен не сколько для евангелизации людей, ничего не слышавших о Христе, сколько тем, кто верил в Христа, в точности знает евангельское повествование, но успел потерять смысл изложенных в Евангелии идей. Как высказался недавно один из американских профессоров в адрес фильма - "эта картина отражает настроения в Соединенных Штатах через два с половиной года после трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне”.

Действительно, в кинотеатре меня поразило достаточно непривычное состояние зрителей, которые уже ни коим образом не реагируют на самые откровенные фильмы ужасов с обильным кровопролитием. На американскую публику этим уже никак не подействуешь. Но Гибсон, видимо, нашел что-то, что глубоко задевало даже видавших виды завсегдатаев кинотеатров. Во время просмотра "Страданий Христа” многие из присутствоваших не стеснясь своих слез, плакали навзрыд.

Слева, справа, впереди и сзади меня во время всего фильма плакали люди. Такое, вряд ли встретишь в американском кинотеатре.

Да, действительно, фильм Гибсона впечатляет, цепляет за самое сокровенное, говорит в самое сердце человека, удаляет гордость и эгоизм. Более того, правильно настроенного человека, он как бы очищает. Не могу объяснить это словами, но после просмотра фильма я вышел из кинотеатра совсем другим человеком... Все мои представления о страданиях и смерти Христа (и естественно, о смысле и цели Его страданий), которые я копил десятки лет, Гибсон разбивает одним сеансом. Не верю, что этот фильм вышел "просто так". Это откровение свыше. Однозначно, это больше, чем простой фильм. Все представленно так, как будто бы сам режиссер побывал на местах реального распятия Христа.

Мастерски переплетая в сюжете фильма определенные картины, имевшие место 2000 лет назад, Гибсон уверенно держит самую главную линию Евангелия – страдания Христа от рук Своего же творения. Насколько Он "опустился", чтобы принять плевки, удары бича, издевательства и т.п. А ведь в "Страстях" это все показано без приукрас.

Что касается антисимитских тенденций, якобы имеющих место в фильме, то я по крайней мере, (да и подавляющее большинство моих знакомых, просмотревших этот фильм), наличия оных в нем не обнаружили. Согласен, первосвященники кричат "Распни Его!”, за ними вторят рядовые евреи. Да, именно они толкают Пилата на преступление. Но согласитесь, и римские воины ведут себя перед Мессией как самые низкие варвары! Единственное отличие тех от других, это то, что последние в конце концев признали Его Сыном Божьим, а еврейские лидеры возвращались с горы Голгофы "бия себя в грудь”.

Примечательно Гибсон показывет судьбу Иуды, преследуемого демонами далеко за пределы города, где он потом и нашел свой бесславный конец, Ирода, находящегося в кругу личностей среднего пола, одержимых бесами. Кстати, сам Ирод изображен в фильме в роли толи гомосексуалиста, толи транссексуала, льстиво "требующего от Христа знамения с неба". И вообще, где бы ни находился Иисус, там сразу же дают о себе знать демоны, которые не один год живущие в людях. Некоторые, ни с того ни с сего вскрикивают, падают на землю, стремительно покидают помещение, где находится Иисус.

Несмотря на мелкие спорные моменты и мелкие недостатки, которые можно обнаружить в фильме, следует признать, что Гибсон изрядно потрудился, изучая не только быт и историю древних римлян и еврейского народа, но и их язык, обычаи, словом все, вплоть до мелочных деталей в одежде священника и преступника Варравы. Свои познания Гибсон применил также и в сцене предсмертного наказания, которое проводили воины Пилата. Изощреннейшие орудия пыток, жесточайшие удары плетью сменялись такими же ядовитыми и грязными шутками в адрес отвергнутого Мессии.

Истязания, которые перенес Христос, были настолько жестокими, что на его теле не осталось и живого места от ран и рубцов. Причем Гибсон попытался все представить так, чтобы эти действия не выглядели очередной впечатлительной бойней на экране, а вложил в каждое движение максимум смысловой нагрузки.

В фильме Мария (роль матери Иисуса играет Maia Morgenstern) преподнесена не как объект поклонения, а просто как свидетель библейских событий. Во многих сценах продюсер показывает реакцию Марии как матери, которая до глубины своего сердца переживает страдания Сына. Начиная от суда перед Каиафой и Пилатом, бичевания, пути на Голгофу и до момента, когда тело Иисуса снимают с креста, мы видим страдания Христа глазами Марии.

Сердце разрывается на части, когда она сквозь толпу слышит грухой удар огромного бревенчатого креста о землю. Словно в ее тело вонзаются шипы колючего тернового венца, который так и не сняли с чела Спасителя мира. Актрисе удалось достаточно естественно отобразить невыносимую боль, когда в руки ее сына вбивают толстые ржавые гвозди, и еще долго слышится отчаянный грудной стон, обращенный к родному сыну "Позволь мне умереть вместе с тобой!”

И словно навязчивый и суровый рок, по пятам за Ним следует дух зла (Rosalinda Celentano), в человеческом обличье. Мы его видим в Гефсеманском саду, когда Христос борется со своей волей и плотью. Он маячит за спинами римских воинов, давно проигравших свою совесть в кости. Он же "доканывает" и Иуду, предавшего Самого Господа первосвященникам.

Словом, те давние события, отображены в фильме самым ярким образом. Кажется, все так и происходило на самом деле. И еле удерживаешься, чтобы не повторить уже ставшими легендой слова "Все так, как и было!”. Действительно, я бы не осмелился сравнивать (или даже превозносить) "статичное созерцание предметов иконописи", как выражаются некоторые из русскоязычных духовных лидеров, над созерцанием кинокартины такого рода. Так говорят люди, которые не смотрели картину, либо завидуют ее успеху в кинопрокате.
Ведь как ни крути, а многие находят, что в лице "Страстей" Гибсон родил своего рода шедевр современного христианского кинематографа. Шедевр, который с одной стороны оказался весьма прост, а с другой - весьма тонко продуман не одной группой психоаналитиков и фильмейкеров.

В этом фильме, где нет особых грациозных и роскошных сцен, по сути, я бы выделил два золотых зерна. Первое – вечный смысл страданий Христа, а второе - неплохие психологические эффекты. Кроме того, режисер достаточно профессионально эксперементирует созвучными с древней истории образами, которые мягко вписываются в современный репертуар голливудских фильмов.

 

Руслан Гуржий
Другая Америка

Категория: Мировые новости | Просмотров: 1015 | Добавил: Рувим | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar