ПЯТНИЦА, 1 АПРЕЛЯ 2011г.
Ос 14, 2-10; Пс 80; Мк 12, 28b-34

Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших. Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; потому что у Тебя милосердие для сирот'. Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское. "Что мне еще за дело до идолов?" - скажет Ефрем. - Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды. Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них. Ос 14, 2-10

Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
"Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы. Пс 80, 6-11.14.17

Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Мк 12, 28-34

«возлюби ближнего твоего, как самого себя»
   
Кто из нас  в 12-17 лет не рассматривал себя в зеркале с отвращением? Кому-то не нравился собственный нос, у кого-то – уши оттопыренные, а уж прыщи… И мы недоверчиво слушали взрослых, говорящих, что прыщи исчезнут, а нос и уши  у нас – самые обычные, и что не в форме носа кроется человеческая привлекательность. «Возлюби ближнего, как самого себя», – говорит Господь в сегодняшнем чтении, и заповедь эта, на поверку, оказывается одной из самых трудных. 

Умеем ли мы любить самих себя? Вопрос кажется странным: современное общество переполнено эгоистами,  людьми, стремящимися только к собственной выгоде. Но можно ли самолюбование назвать подлинной любовью к себе? Любить себя – это любить в себе образ и подобие Божие, это – пытаться уподобиться Христу в своей жизни, то есть, любить всех ближних, как Он любил всех людей. Но любить себя это еще и доверять Господу, замыслившему  меня именно такой, какая я есть. Я могу сколько угодно сетовать на свою внешность (ну почему я толстая!), на то, что Он наделил меня умениями, на первый взгляд, бесполезными, и не дал умений простых и ясных (почему я не умею шить?). Но только Он знает, в какой момент и для чего понадобятся Ему все мои умения и неумения, все особенности моей внешности – то, что дал мне Он Сам в соответствии с собственным замыслом.

Но даже  понимая все это, мы любим «грызть» себя самих. Особенно часто происходить это в пост, когда желание заглянуть себе в душу  и покаяться приводит нас порой к возвеличиванию собственного несовершенства.  Знаю по себе: собственной греховностью хочется иногда любоваться, хвалиться перед другими тем, что я греховнее их, что мои грехи – самые-самые грешные… А иногда сам процесс покаяния превращается в самоцель: мы гордо приносим за праздничный стол  собственный батон  хлеба  и  запив его водой ( «Чай в пост?»), укоризненно и осуждающе глядим на других. Проще было бы, наверное, за праздничный стол просто не садиться, но искушение толкает нас показать, как мы постимся, как осознаем свою невероятную греховность.  И мы не замечаем, что пищевое воздержание, таким образом,  превращается для нас в идола.

Господи, помоги нам в эти дни Великого Поста научиться подлинной любви к  Тебе и увидеть Твой образ в наших близких и в нас самих!


Община Verbum Dei
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (01.04.2011)
Просмотров: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar