ПЯТНИЦА, 5 ФЕВРАЛЯ 2010г.

Сир 47, 2-13; Пс 17; Мк 6, 14-29

Как тук, отделенный от мирной жертвы, так Давид от сынов Израилевых. Он играл со львами, как с козлятами, и с медведями, как с ягнятами. В юности своей не убил ли он исполина, не снял ли поношение с народа, когда поднял руку с пращным камнем и низложил гордыню Голиафа? Ибо он воззвал к Господу Всевышнему, и Он дал крепость правой руке его - поразить человека, сильного в войне, и возвысить рог народа своего. Так прославил народ его тьмами и восхвалил его в благословениях Господа, как достойного венца славы, ибо он истребил окрестных врагов и смирил враждебных Филистимлян, - даже доныне сокрушил рог их. После каждого дела своего он приносил благодарение Святому Всевышнему словом хвалы; от всего сердца он воспевал и любил Создателя своего. И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы голосом их услаждать песнопение. Он дал праздникам благолепие и с точностью определил времена, чтобы они хвалили святое имя Его и с раннего утра оглашали святилище. И Господь отпустил ему грехи и навеки вознес рог его и даровал ему завет царственный и престол славы в Израиле. Сир 47, 2-13 

Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего.
За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки. Пс 17, 31.47.50.51

Царь Ирод, услышав [об Иисусе], - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. Мк 6, 14-29

«Иродиада же, злобясь на него, желала убить»

История заточения и казни Иоанна Крестителя породила большое количество литературных версий: яркая трагическая фабула, персонажи, которых писателю интересно прорабатывать и т.д. Но Евангельский сюжет, как он есть, гораздо драматичнее и ближе каждому из нас. Если оставить в стороне экзотику царского пира с танцем Саломеи и отрубленной головой пророка на блюде, то останется вполне жизненная (для наших повседневных реалий) история. История лжи и греха.

Грех разрастается, как раковая опухоль. Ирод женится на жене брата, чего делать не должен. Он прекрасно об этом знает. Все знают – молчат. Иоанн Креститель говорит открыто и прорывает паутину лжи, порожденную грехом. Его обличение – нечто обратное сплетне бульварной газеты о кинозвезде: он не играет на инстинктах, а убивает грех истиной, ложь – оглаской. И поэтому теряет свободу. Ирод «с удовольствием слушал» Иоанна и даже «многое делал, слушаясь его». Но с женой не расстался. И пророка не освободил. А после и вовсе приказал казнить, не желая потерять лицо перед своими приближенными, боясь прослыть человеком, не держащим слова. Разменял человеческую жизнь на условности, по сути, на ту же ложь. Так что, скорее всего, Иоанн был для Ирода своего рода игрушкой. Очередное развлечение: побеседовать с пророком о «высоком» и, может быть, даже что-то сделать, но что-нибудь отделочное, отчего не меняются, во имя чего не надо жертвовать не то, что жизнью, честью и бессмертной душой, но и мнением приближенных!

И тут в игру вступает Иродиада. Она тоже сделала то, что не должна. Обличения Иоанна Крестителя не изменили ее положения, но сделали довольно двусмысленным. Заигрывания Ирода с узником Иоанном уверенности ей не добавили и напоминали все время о разорванной лжи, о том, что больше нельзя делать вид, что все нормально. Ее выбор: убить пророка, чтобы никто больше не напоминал о лжи и грехе, чтобы усыпить навсегда совесть и жить дальше, не задумываясь. Для этой цели она использует Саломею, ставшую невольной пособницей убийства.

Саломея – самый загадочный персонаж: о ее мотивах ничего неизвестно, неясно, был ли у нее выбор. Подразумевается, что он есть всегда. Так или иначе, она отныне – часть все той же паутины греха и лжи, приведшей к гибели невинного и святого человека – Иоанна Крестителя. 

Так действует грех. Так нераскаянная ложь приводит к убийству. Евангелие очерчивает в этой истории путь греха, чтобы избавить нас от него. Возможно, сегодняшнее чтение – наш шанс выбраться из этой паутины и стать, наконец, свободными.

Община Verbum Dei



Источник: http://catedra.ru/
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (05.02.2010)
Просмотров: 941 | Теги: католические чтения на каждый день, размышления, Комментарии, литургия слова, чтение на 5 февраля 2010 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar