СУББОТА, 18 ДЕКАБРЯ 2010г.
Иер 23, 5-8; Пс 71; Мф 1,18-24

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей. Иер 23, 5-8

О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.
Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет.
Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Пс 71, 1.12.13.18.19

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, Мф 1, 18-24

«Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень»

Размышляя над сегодняшним Евангельским чтением, как и о событиях Рождества, описанных в Евангелии от Луки, каждый год невольно думаешь: насколько все было сложно, в какую многоцветную ткань было вплетено Воплощение. И человеческая самость, ленивая и трусливая, поднимает голову при мысли: неужели нельзя проще? Ведь Богу все возможно. Более того, в первой главе Евангелия от Луки описано зачатие и рождение Иоанна Крестителя – история, абсолютно понятная человеку Ветхого Завета: пророчество, зачатие пожилой бездетной женщиной (вспомним Авраама и Сарру), немота Захарии и ее исчезновение при наречении имени младенцу, как знак, что «рука Господня» с Иоанном. Все эти события вписываются в Ветхозаветные представления об отношениях человека и Бога, все традиции соблюдены.

Совсем иначе описано Рождество Христово, как Матфеем, так и Лукой. С одной стороны, мотивы привычных взаимоотношений здесь есть: поклонение пастухов, и особенно поклонение волхвов. Но очевиден контраст: своего рода путь с препятствиями через мирское (беременность Марии, сомнения Иосифа и его страх за Марию, события в Вифлееме). 

Бог мог бы выдержать стиль, чтобы Воплощение оказалось привычным для Ветхозаветной культуры. Бог мог бы разорвать ткань земных установлений таким образом, чтобы ни у кого не возникло вопросов о Божественном происхождении Иисуса, и незачем бы было Иосифу размышлять о судьбе беременной Марии. Но Бог этого не делает. Почему именно Рождество Сына Божия стало настолько нетрадиционным и зависимым от обыденной реальности?

Во-первых, это выражение истинного отношения к Богу в мире. Во-вторых, знак начала эпохи Нового Завета, которая не умещается в рамки Ветхозаветных представлений. Но есть еще один нюанс. При чтении фрагментов Евангелия, подобных описанию Рождества в Евангелии от Матфея, всегда вспоминаешь: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис. 55:8). Ибо в истории Рождества не только чудо среди обыденности, не только горечь грешности мира, где столь опасно и трудно принимать волю Божию так, как это сделала Мария, но и та особенная нелогичность (с человеческой точки зрения), которая свойственна в полной мере лишь Евангелию (и как отблески на воде – христианской литературе). Имеется в виду нелогичность действий Бога, исходя из наших, человеческих представлений. Ведь Бог ведет историю человечества Своими путями, где наши представления зачастую – лишь пыль на стекле, мешающая видеть Его лицом к лицу. И не стоит удивляться, что именно эта «нелогичность» породила знаменитое «Верую, ибо абсурдно». Именно она по контрасту с шаблонами человеческого восприятия помогает верить, что из всех причудливых и насыщенных мудростью, но столь человеческих верований одно истинно, что среди множества мифов о богах и героях, одна история оказалась правдивой, и Бог действительно стал Человеком, родившись от Девы Марии из Назарета, города Галилейского.

Община Verbum Dei

Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (17.12.2010)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar