СУББОТА, 23 ОКТЯБРЯ 2010г.
Еф 4, 7-16; Пс 121; Лк 13, 1-9

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А 'восшел' что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Еф 4, 7-16

Песнь восхождения. Давида. Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень ".
Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, -
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Пс 121, 1-5

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее. Еф 4, 7-16

«думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее…?»


Для современников и соплеменников Иисуса кровь, смешанная с кровью их жертв – это позор и горе. Так же как и смерть под обрушившейся башней. Подобные трагедии воспринимались как наказание за грехи самого человека или его предков. В наше время подобное мировоззрение сохраняется. Может быть, мы не так чувствительны к обрядам и поверьям, хотя это спорный вопрос. Несмотря на образование, в том числе христианское, даже «практикующие» христиане ставят свою духовную жизнь, свои отношения с Богом в зависимость от правильно/неправильно поставленной свечи, правильно выдержанного (в плане питания) поста и т.п. Это явление называется обрядоверием и в настоящее время представляет собой, по сути, магию в христианской церкви, что, разумеется, совершенно недопустимо.

Но мировоззрение тех людей, что пришли к Иисусу рассказать о погибших галилеянах, проявляется не только и не столько  в язычестве под маской христианства, но в нашей реакции на перипетии нашей жизни или окружающих нас людей. Прежде всего, я имею в виду отношение к страданиям. У очень многих людей (возможно, среди них есть читающие эти строки) первым вопросом в тяжелой жизненной ситуации бывает: «За что?» Иными словами, мы напрямую связываем страдание с возмездием и ответственным назначаем Бога. Страдание, таким образом, является возмездием за грех – наказанием Божиим. Многие (в их числе и христиане) до сих пор уверены, что человека подобным образом могут наказывать не только за его грехи, но и за грехи родителей.

На самом деле не существует прямой зависимости страдания и возмездия. И именно об этом говорит Иисус в сегодняшнем Евангельском чтении: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?» Страдание – не наказание за грех, у этого явления куда более сложная природа. Страдание действительно связано с грехом, но эти взаимосвязи гораздо запутаннее, они не прямолинейны. Грех убивает душу, но человек при этом может не испытывать страдания вовсе. Если он – закоснелый грешник и/или морально релятивен, то он может не испытывать мук совести. В его жизни может не происходить никаких трагедий, побудивших бы сторонников точки зрения «страдание как наказание» задуматься о возмездии в его жизни. Но душа такого человека, тем не менее, страдает. И страдает Бог, по Которому бьет грех каждого человека. Именно поэтому Иисус говорит: «если не покаетесь, все так же погибнете».

Таким образом, страдание в жизни человека – совершенно не обязательно последствие его грехов, и ни в коем случае – не возмездие за грехи (Бог не мстителен).  Но грех – всегда страдание для души человека, которая не создана для греха, а создана для Бога. Грех же разлучает душу с ее Создателем. Именно поэтому грех ведет к позорной смерти: человек сам, по собственной воле, убивает душу (средоточие своей личности) и, таким образом, приходит к гибели. Подобная гибель позорна, ибо нет ничего позорнее, чем умертвить живое, доверенное для сохранения и возрастания, причем живое, без которого тебя самого нет – собственную душу.

Кстати, вы уверены, что это не нас с вами сегодня предупреждает Иисус? Это не от нас, случаем, плода никак не могут дождаться? Может быть, стоит об этом задуматься?

Община Verbum Dei
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (22.10.2010)
Просмотров: 915 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar