СУББОТА, 25 ДЕКАБРЯ 2010г.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Ис 9, 2-4. 6-7; Пс 95; Тит 2, 11-14; Лк 2, 1-14


Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Ис 9, 2-4. 6-7
   
Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его.
Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные
пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей. Пс 95, 1-3.11-13

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Тит 2, 11-14

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Лк 2, 1-14

«и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях»

Мы зачастую так привыкаем к Рождеству как событию мирового и общекультурного значения (я специально «замалчиваю» духовный смысл), что нам бывает трудно соотнести традиционный европейский праздник и сюжет многих шедевров живописи с местечковой историей, описанной в Евангелии от Луки, нарочито бытовой, практически лишенной ветхозаветного образного ряда. Наши представления об истории человечества столь часто связаны с масштабными событиями: войнами, историей дипломатии и т.д. Но событие, перевернувшее человеческую историю, имело весьма тривиальную фабулу. Скольких людей всколыхнула императорская перепись? Именно она воспринималась современниками как событие. Но осталась в истории, известной многим, лишь потому, что именно во время этой переписи в захудалом провинциальном городишке некая Мария родила ребенка. И позволила Богу воплотиться… И перевернула историю…

То, что велико для Бога, мы часто не замечаем, не можем вписать Его ценности в структуру нашей повседневной жизни с ее четко разграниченными сферами. То, что не имеет никакой ценности в жизни вечной и является побочными следствием человеческой истории (например, институты власти), воспринимается миром как ось, вокруг которой вращается земля. Но мир нашел неверную ось. Самая суть взаимоотношений Бога и человека в том, что Бог человека создал и полюбил. Человека, а не созданную им организационную систему общежития людей. Поэтому для жизни вечной, в сравнении с ней, все институты мира сего – такие же мимолетные пылинки, как с точки зрения мира -  человеческая жизнь. Но именно она ценна для Бога. Именно ради нее, столь хрупкой и недолговечной в земном измерении, Бог воплотился. И воплотился как обычный ребенок. Только в очень неуютной обстановке.

И в этом смысле Рождество протягивает руку человеку. Ибо Бог пришел к человеку, к любому человеку. А человеку может быть очень неуютно в этом мире. И в этом неуюте Бог с ним. Бог всегда с теми, кому не хватило места в гостинице (равно как с теми, кому хватило), поскольку он создал человека не для мытарств. Он поддерживает Своих детей, бьющихся об острые углы мира сего. Мир, как мы его знаем, не на Боге построен, но человек создан Богом и для Бога. Поэтому, когда Бог Воплощается, Он принимает не только человеческое тело (довольно часто, дискомфортное), но весь неуют, недоброту человеческого общежития. С Его точки зрения, человек стоит таких (и бóльших) жертв.

Если нас так любят, есть смысл продолжать путь по дорогам мира сего. Есть смысл искать этой любви и жить с ней и в ней. Есть смысл пройти до конца, чтобы вернуться, наконец, домой к Тому, Кто держит для нас дверь открытой ценой столь многих жертв, начавшихся с Рождества в хлеву.

Сегодня – Рождество. Сегодня Он вновь рождается в каждом из нас. Что мы приготовили Ему? Чем ответим на такую любовь, немыслимую, непредставимую, но единственно реальную?

Община Verbum Dei
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (25.12.2010)
Просмотров: 807 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar