СУББОТА, 26 ФЕВРАЛЯ 2011г.
Сир 17, 1-13; Пс 102; Мк 10, 13-16

Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что на ней. По природе их, облек их силою и сотворил их по образу Своему, и вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами. Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их. И сказал Он им: "остерегайтесь всякой неправды"; и заповедал каждому из них обязанность к ближнему. Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его. Сир 17, 1-13

как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.
Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.
Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Пс 102, 13-18

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. Мк 10, 13-16

«И, обняв их, возложил руки на них»

Своим отношением к детству и детям наша культура, как и другие культуры, где христианство было (или является до сих пор) основным вероисповеданием, обязана, в первую очередь, словам Иисуса, над которыми мы сегодня размышляем вместе со всей Церковью. Нам трудно представить, что во времена Иисуса дети не считались за людей. И это было нормой для цивилизаций Древнего Востока. Поэтому поведение учеников было единственно нормальным для того времени.

Представьте себе, что вы – ученик необыкновенно мудрого Учителя, который творит чудеса – настоящего человека Божьего. Может быть, пророка. Может быть, даже Мессии. Апостолы (по крайней мере, Петр) осознавали, что стали учениками Мессии – Сына Божьего. Они просто не понимали, что значит быть Сыном Божьим и быть Его учеником. Ваш учитель спасает людей, исцеляет их, насыщает, наставляет, молится. У него нет ни минуты свободной. А экзальтированные дамочки приносят Ему своих комнатных собачек для благословления. Наверное, вы сделали бы все возможное, чтобы их не пропустить. Понимаю, что сравнение детей с комнатными собачками для нашей культуры дико и недопустимо, но во времена Иисуса это было именно так.

Тем значимее и дороже становится реакция Иисуса, Который не только благословил детей и запретил впредь препятствовать им, но сказал, что «таковых есть Царствие Божие». Это звучало странно, невозможно. Эти слова опровергали многовековые устои израильского общества. И именно эти слова помогли осознать значительную часть человечества как людей, а не недочеловеков. Вообще, нам сложно оценить, насколько революционными были слова и действия Иисуса по отношению к больным, увечным, социальным изгоям (мытарям и блудницам). Все эти люди за людей не считались. Но нам необходимо понять и прочувствовать как бесчеловечность устоев традиционного общества, в котором жили современники Иисуса, так и Его отношение к людям, где каждый человек – дитя Божье и каждый дорог и необходим Отцу. 

Нам это необходимо, ибо, если мы не поймем и не примем взгляд Иисуса на человека как единственно приемлемый, мы будем вести себя по отношению к людям, как Его современники. В нашем обществе тоже есть целые группы людей, которых мы не считаем людьми в полной мере. Их список разнится в зависимости от социальной группы и принятых в сообществе убеждений: в отличие от традиционного современное общество дробно. Но, как правило, в этот список входят: бродяги, алкоголики, психически нездоровые люди, преступники, зачастую мигранты, в ряде случаев – социально неустроенные люди. Многие чураются больных, особенно, если речь идет, к примеру, о ВИЧ-инфекции.

Возможно, подобное отношение характерно и для нас. Но христианину следует помнить, что по логике Иисуса наше отношение к любому человеку как к недочеловеку - это отношение Его учеников к детям как к нелюдям. Более того, мы можем не считать за людей тех, кого считаем грешными, или тех, кто нам глубоко антипатичен. Или даже неверующих. У христиан всегда есть эта опасность. Но, если мы – Его ученики, то мы всегда должны помнить, что Царствие Небесное принадлежит тем, кого мы презираем, как принадлежало оно детям, благословленным Иисусом. Ибо для каждого человека Иисус держит дверь открытой и каждого готов спасать до последнего. И кто знает, кто идет вперед в Царство Небесное: мы или те, кого мы не считаем за людей?…


Община Verbum dei

Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (26.02.2011)
Просмотров: 553 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar