СУББОТА, 30 ОКТЯБРЯ 2010г.
Флп 1, 18b- 26; Пс 41; Лк 14, 1.7-11

Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии. Флп 1, 18b- 26

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. Пс 41, 2.3.5

Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Лк 14, 1.7-11

«...и они наблюдали за Ним»

Слова Иисуса из Евангельского отрывка, над которым сегодня размышляет Церковь: «Ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» породили известное среди христиан явление,  называемое «ложное смирение». Разумеется, ничего общего по содержанию со словами Христа ложное смирение не имеет, но по форме копирует совет Иисуса садиться на последние места. Человек, подверженный этому искушению, нарочито скромен, публично довольствуется худшим. Как правило, в подобных случаях речь идет лишь о форме общественного поведения, истинное смирение таким людям не свойственно. Публичность «ложного смирения» прямо противоречит постулатам Нагорной проповеди об истинно творящих милостыню, молящихся и постящихся (Мф. 6: 1-8, 16-18). Учитывая, что существует столь духовно опасная «христианская игра в смирение», тем более важно попытаться понять слова Иисуса о самоунижении.

Эти слова были произнесены в совершенно конкретной ситуации. Иисус был зван на трапезу к фарисейскому начальнику в качестве своего рода «салонного уродца». Для большинства фарисеев, как известно, Иисус, в лучшем случае, экстравагантен, в худшем – опасен. Он пришел к людям, отнюдь не чтящим и не уважающим Его, даже не доброжелательным по отношению к Нему. Они за Ним наблюдали, как наблюдают за зверем в зоопарке (интересно, а что Он сейчас скажет или сделает). Шоу не замедлило. Трапеза началась с исцеления в субботу (Лк. 14: 2-6) и знаменитого вопроса об осле, упавшем в колодезь. После неловкого молчания – ответа на неудобный вопрос - следует классическая реакция: приглашенные начинают заниматься привычными для них делами. Думаю, не стоит пояснять, насколько рутинные действия помогают сгладить неприятные публичные ситуации. Но Иисуса это не устраивает: Он не для того спрашивал фарисеев, пытался пробиться к их сердцам, чтобы позволить «спустить все на тормозах». Для Него неприемлемо, что «человек для субботы»,
что страждущему отказывают в помощи под предлогом почитания Бога. Причем отказывают люди, готовые нарушить почитание дня субботнего всего лишь ради своей собственности (осла или вола). И Он разрушает их рутину, причем в Его притче, как всегда, несколько смыслов. Во-первых, Он не дает им спрятаться за обыденностью и вновь наносит удар по их мирку, погрязшему в самодовольстве. Во-вторых, напоминает собравшимся фарисеям об их месте, которое в глазах Бога вряд ли будет почетным. Ведь именно этим, уверенным в собственном положении людям, важно напомнить о том, что Бог не подчиняется их правилам, и у Него есть собственное мнение о том, кто достоин занять почетное место. Мнение, которое может быть воплощено в жизнь унижением возвышающих себя.

Но, в свою очередь, унижающие себя – не те, кто публично занимает последнее место, а те, кто не думает ни о каких местах, потому что им не до этого: они идут с Богом Его путями. Может быть, и мы среди них? А, быть может, мы среди тех фарисеев, что самодовольно занимают на трапезе первые места и поглощены столь важным занятием? Ответ на этот вопрос знает лишь Бог, но Он скажет нам, если мы Его спросим.

Община Verbum Dei
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (01.11.2010)
Просмотров: 902 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar