СУББОТА, 5 МАРТА 2011г.
Сир 51, 17-27; Пс 18; Мк 11, 27-33

За это я буду прославлять и хвалить Тебя и благословлять имя Господа. Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей:пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней; нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя: мне был успех в ней. Воздам славу Дающему мне мудрость. Я решился следовать ей, ревновал о добром, и не постыжусь. Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен; простирал руки мои к высоте и сознавал мое невежество. Я направил к ней душу мою, и сердце мое предал ей с самого начала.  Сир 51, 17-27

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота. Пс 18, 8-11

Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; [тогда] и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Мк 11, 27-33

«какою властью Ты это делаешь?»

Диалог Иисуса и фарисеев из Евангелия от Марка, над которым мы сегодня размышляем вместе со всей Церковью, можно назвать историей о глубине и запутанности лжи, которая живет внутри человека. Причем живет настолько органично, что человек сам ее не сознает, прячется за своими масками, своими страхами от Бога. Ведь, с одной стороны, первосвященники и книжники задают Иисусу вполне закономерный вопрос: какой властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это? Этот вопрос священники советуют каждому человеку задавать себе при встрече с необъяснимым в своей жизни. Ведь необычное может быть чудом Божьим, а может быть происками лукавого, который хочет заманить человека в свои сети. Для этого в Церкви существуют способы различения духов (например, у Святого Игнатия Лойолы). Но фарисеи задают этот вопрос не для различения духов, не для того, чтобы избежать лукавого. Но чтобы подловить Иисуса на том, что Он слишком много на Себя берет. Иными словами, они Его провоцируют открыто назвать Себя Мессией, чтобы таким образом от Него избавиться. Они не ищут Бога, а пытаются избавиться от конкурента, подрывающего их авторитет в глазах народа, угрожающего их власти. Именно поэтому Иисус отвечает им вопросом на вопрос и спрашивает о крещении Иоанновом. Он напоминает им о пророке, пришедшем по воле Божией, о его миссии и судьбе, о том, как Иоанн изменил обычай. И вопрос Иисуса ставит в тупик первосвященников и книжников. Ибо они не ищут истину. Не искали ее, когда крестил Иоанн. Не ищут теперь, когда Иисус проповедует и творит чудеса. Им не важен смысл и корни происходящего: Бог ли являет Свою волю через крещение Иоанна и все, что делает Иисус, или это происки нечистого. Именно поэтому они начинают рассуждать, как ответить, чтобы переиграть Иисуса и не подставить себя. Очень примечательна их логика: Иоанн популярен, поэтому нельзя обвинять его в том, что он действовал не по воле Божией, но и согласиться нельзя, чтобы не подставиться.

Богу нет места в этой логике, здесь одни игры по удержанию авторитета и власти. Именно поэтому диалог Иисуса и первосвященников и книжников заканчивается ничем. Нельзя открыть истину людям, которые не хотят ее видеть. Если человек ищет Бога, он узнает истинную историю крещения Иоаннова и смысл всего, что делал Иисус. Но, если человек играет (в том числе с Богом), защищая лишь видимость себя (а что есть власть и авторитет, если они для человека – самоцель, как не видимость?!), то он ничего не узнает и не поймет. Бог открывается тем, кто принимает Его Слово. Если человек закрывается от Него, Бог примет его выбор, уважая человеческую свободу. Даже такую страшную, ведущую к утрате личности и превращению человека в видимость.

Страшно в этой истории и то, что речь идет о людях, которые якобы посвятили жизнь Богу и номинально являются духовными наставниками. И это предостережение для нас, христиан. Ибо мы находимся под постоянной угрозой превращения служения Богу в попытки поставить Бога на службу нашей самости, нашей видимости, нашим амбициям. И лишь Его благодать, которую мы принимаем и наше стремление к Богу, как Единственно Сущему,  способны отвести от нас ту страшную беду, что случилась с первосвященниками и книжниками, потерявшими Бога в себе и, как следствие, себя, в попытках защитить власть над душами, которая, как они мнили, им принадлежала…


Община Verbum Dei
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (05.03.2011)
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar