СУББОТА, 6 НОЯБРЯ 2010г.
Флп 4, 10-19; Пс 111; Лк 16, 9-15

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Флп 4, 10-13

Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.
Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Пс 111, 1.2.5.6.8.9

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Лк 16, 9-15

«Верный в малом и во многом верен»

Слова Иисуса о богатстве неправедном на первый взгляд почти шокируют. Настолько они не сочетаются со всем, что Он говорил и делал. Более того, почти сразу за фразой о неправедном богатстве следуют знаменитые слова о невозможности служения двум господам: Богу и маммоне. Почему же Иисус советует приобретать «друзей богатством неправедным»? Ведь нам отлично известно, что неправедными путями настоящих друзей не приобретешь. Или приобретешь, сознательно используя искренние чувства другого человека, но это смертный грех.

Возможно, богатство – это то, чем мы владеем, считаем «своим». Тогда любое богатство неправедно, ведь все «наше» - в конечном итоге, дар Божий, данный нам во владение, совершенно необязательно пожизненное. Хотя есть один дар, данный в пожизненное пользование (причем вечное) – это наша личность, но этим даром сложнее всего распорядиться рационально и, тем более, во славу Божию. Но это толкование возможно, если мы отождествляем понятия «богатство» и «собственность». Я не считаю, что между этими понятиями можно ставить знак равенства, но они довольно близки. Ведь даже говоря о т.н. «духовном богатстве», мы говорим: «у него богатый духовный опыт» или «она богата: у нее много друзей». И, действительно, создается впечатление, что люди владеют «своим» духовным опытом или умением дружить. На самом деле, «духовные богатства» - или дар Божий, или следствия правильного принятия дара, когда человек использует дар вместе с Богом и ради Бога, т.е. «в Бога богатеет» (Лк 12:21). Недаром непосредственно после фразы о неправедном богатстве, Иисус говорит о «верных в малом». И за этой фразой – один из известнейших и фундаментальных законов христианской жизни.

Говорят, что для Бога не бывает мелочей. Каждый повседневный наш выбор вовсе не нейтрален. С одной стороны, понятая в буквальном бытовом смысле эта позиция в христианской среде часто приводит к странностям, отдаляющим человека от ближних, чистоплюйству (отнюдь не в смысле добродетели), гордыне, обрядоверию и даже сумасшествию. Но это, опять же, следствия неверно понятого и воспринятого верного духовного закона. Ведь для Бога действительно нет мелочей. Наш путь к Нему или от Него состоит из отдельных шагов, и оценить их важность, особенно «по горячим следам», подчас совершенно невозможно. Так же как очень часто невозможно оценить в полной мере Его дары, не посчитав их незначительным эпизодом или чем-то, что само собой разумеется.

Путь, который мы проходим маленькими шажками, приводит к глобальным результатам: тем «моментам истины» в жизни каждого человека, когда выясняется, чего мы стоим как люди, как ученики Христа. А неверное понимание этого духовного закона (объявление собственной трусости и лени волей Божьей, замена живого Бога на нюансы христианского обряда, война, объявленная слабостям ближних, а не собственным порокам и т.д.) – суть ловушка, чтобы разлучить нас с Ним, не дать пройти наш путь. Но сегодня – в словах Христа – наша надежда, наш шанс сделать еще один (пусть очень маленький) шаг по дороге с Ним и к Нему. Сделаем же его.

Община Verbum Dei
Категория: Католические чтения и размышления на каждый день | Добавил: Maria (05.11.2010)
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar