Адвент - 28 ноября/3декабря - 24 декабря
Адвент – это литургическое время, с которого начинается новый церковный год. Адвент предваряет рождественские праздники, готовя верующих к глубокому переживанию праздника Рождества Христова. Одновременно литургия Адвента приглашает нас к созерцанию одной из главных тайн христианской веры - ожиданию второго пришествия Христа во славе.

Адвент – это время радостного ожидания встречи с Господом и приготовления к этой самой важной в нашей жизни встрече. Поэтому Церковь во время Адвента призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и посвятить больше времени общению с Богом в молитве и духовном чтении, чаще участвовать в церковных богослужениях.

Богослужебные тексты Адвента напоминают нам, что каждый встретится с Иисусом лицом к лицу – после смерти либо в момент Его второго Пришествия.
В это время стоит задать себе вопрос: готов ли я встретиться со Христом сегодня? Счастлив ли я здесь и сейчас, в земной жизни? Жду ли я встречи с Иисусом в вечности?
Наше отношение к смерти – показатель нашей веры. В современном мире смерти боятся, на смерть наложено табу. Первые христиане ожидали смерти как встречи с Женихом. Это свидетельствует о силе их веры.

В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения (реколекции). Реколекции обычно проходят с пятницы по воскресенье, чтобы как можно больше прихожан имело возможность принять в них участие и получить пользу для своей души. На каждой Святой Мессе священник-реколекционист говорит проповеди, помогающие верующим понять глубокий духовный смысл Адвента. Остальные священники стараются во время реколекций служить прихожанам в таинстве покаяния и примирения с Богом.
В соответствии с новым литургическим календарем (1969) Адвент начинается с первой вечерни I Воскресенья Адвента, которое выпадает между 28 ноября и 3 декабря.
Адвент завершается первой вечерней Рождества.

Время Адвента делится на две части:
– до 16 декабря на литургии читаются отрывки из Святого Писания, содержащие обетование второго пришествия Спасителя. Верующие размышляют о конце всего сущего и о встрече со Христом-Судьей.
– с 17 декабря начинается непосредственное приготовление к духовному переживанию Тайны Воплощения Сына Божьего, к празднику Рождества Христова.

Во время Адвента на Мессах читаются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Евангелия дня предлагают нам образы Богородицы и Иоанна Крестителя, ожидающих Мессию.

История Адвента 
Этимология слова «Адвент» восходит к латинскому слову «adventus» –«пришествие», «прибытие», «приближение», «начало». Христиане, вероятно, взяли это слово из языческого обихода римлян. Так назывался торжественный вход императора в Рим, а также церемония посещения императором храма в государственные праздники.
Первое упоминание об Адвенте в истории мы находим в одном из декретов синода, прошедшего в испанском городе Сарагоса в 380 г. Уже тогда Адвент существовал в испанской и галльской церквах. Более подробные сведения относятся к V и VI Векам. Как и Великий пост, Адвент тогда во многих странах продолжался сорок дней. Начинался он в праздник св. Мартина 11 ноября и завершался в Рождественский Сочельник. Во время Адвента верующих обязывали покаянные практики и ограничения в еде, правда, менее строгие, чем в Великий Пост. Кроме того, было предписано супружеское воздержание, не совершались браки, был запрет на военные действия и шумные забавы. Адвент был временем покаяния, Более того, в некоторых поместных церквах Адвент начинался гораздо раньше, Торжеством Воздвижения Святого Креста, 14 сентября.
В римской епархии традиция четырехнедельного Адвента перед праздником Рождества Христова утвердилась в начале VI века. И так как уже тогда Римская Церковь была матерью всех поместных церквей, то литургическое совершение Адвента утвердилось во всей католической латинской Церкви именно по римскому образцу.

(Источники: портал wiara.pl, «Катехизис католической Церкви», «Требник»)

Радостно ожидать Господа - это все равно, что готовиться к приходу любимого человека: приводить себя и свой дом в порядок, совершая каждое действие в предвкушении радости встречи.

Радостно ожидать Рождения Господа - это быть бедным в своем сердце, ибо только бедный может нуждаться. Влюбленные упиваются бедностью, требующей проводить время друг с другом. Ждущие Бога не ищут мирских мимолетных утех, создающих иллюзию богатства: не жаждут денег и роскоши, не жаждут мести и славы. Любовь может войти в сердце только к бедному, который жаждет именно Любви, а не материальных утех. Поэтому так важно избегать во время Адвента шагов, отвергающих возможность принять Любовь, принять Бога в свое сердце.

Традиции Адвента

Адвентский венок - свечи ожидания

Идея пастора Вихерна
12 сентября 1833 г. лютеранский богослов и общественный деятель из Гамбурга, пастор Иоганн Генрих Вихерн (1808-1881) открыл в своем родном городе школу-приют для сирот и назвал её Das Rauhe Haus. Это было его первое крупное начинание, связанное с благотворительностью. Позднее Вихерн стал известен как организатор т.н. «внутренней миссии» Евангелической Церкви и основал ещё множество подобных учреждений.
Пастор очень заботился о воспитании своих подопечных. Он хотел, чтобы дети чувствовали себя, как в семье. Во время Адвента 1839 года ему пришла идея, как обустроить светлицу, чтобы создать атмосферу молитвы. Он смастерил специальный венок диаметром два метра, на окружности которого разместил 24 небольшие свечи. Каждую следовало зажигать в очередной день Адвента.. Подопечные пастора ежедневно собирались вокруг этого венка, молились и пели песни. Стены светлицы пастор украсил хвоей. Позднее ветками сосны или ели стали украшать венок.
Школа Вихерна существует до сих пор, и носит его имя. Это уже не маленький приют, а сеть лютеранских школ. Но вернёмся в 19 век. Пастор очень скоро распространил свою идею по другим немецким городам. В Адвенте он приглашал паству на воскресные проповеди, поэтому изменил вид венка. Вместо двадцати четырех свечей оставил только четыре, по одной на каждое воскресенье Адвента. Обычай готовить Адвентский венок (нем. Adventkranz) очень быстро распространился по всей Германии, как среди лютеран, так и католиков, а вскоре и по всему христианскому миру.

Языческие и иудаистские корни
Нет данных о том, что вдохновило пастора Вихерна на создание венка. Когда-то в Германии был распространён обычай в середине зимы разжигать огонь внутри круга из зелёных ветвей, который символизировал солнце. Этот огонь был знаком надежды, что придёт весна, и солнце согреет землю. На ум приходит и празднование иудеями Хануки. Этот праздник длится восемь дней. Каждый день зажигается ещё одна свеча на специальном подсвечнике.

Символика венка 
Чаще всего на венок ставят три фиолетовых и одну розовую свечу, что соответствует литургическому цвету воскресений Адвента. Венок имеет форму круга, а круг это символ Бога того, что Бог вечен, что Он начало и конец всего. Ветви сосны и ли ели – вечнозелёных деревьев, из которых плетётся венок, символизируют вечную жизнь, которую даёт нам Христос.
Свечи символизируют Свет, который пришёл в мир, т.е. Самого Иисуса Христа.


«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». (Ин 8,12)

«Свечи и венки в Адвент – это красноречивые символы периода ожидания. Свет указывает путь, рассеивает тьму, изгоняет страх и даёт ощущение безопасности. При свете вместе собираются семьи. Свет является также символом Христа, Света миру. Поочерёдное зажжение свечей, расположенных на венке, напоминает о приближении Рождества Христова. Зелёные ветки венка символизируют нашу нерушимую надежду на спасение, а зажженные свечи – победу света над тьмою, жизни над смертью». 
(Из Чина освящения венка и свечей.//Требник. 2004 )

Великие Антифоны "О"

Cемь древних антифонов – коротких стихов, основанных на ветхозаветных текстах, относящихся к Мессии - к Песне Богородицы «Magnificat», которые поются на вечерне с 17 по 23 декабря, помогают приготовиться к великому празднику Рождества Христова и постичь глубину этого торжества. Они начинаются с восклицания «О» – отсюда их название. Их называют «великими» антифонами, поскольку они очень торжественны и поскольку они выражают великие тайны веры. Эти воззвания восходят, по меньшей мере, к VI веку, когда Благовещение отмечалось в Адвенте. Вначале антифонов было двенадцать, и пелись они в течение двенадцати дней, между торжествами Благовещения и Рождества, не на вечерне, а на утрене и были антифонами к Песни Захарии «Benedictus». Только с IX века их стали петь во время вечерни как антифоны к «Magnificat». Эти антифоны изначально пелись стоя. В воскресенье, припадающее на один из этих дней, соответствующий антифон пелся и во время св. Мессы, сразу после вступительной молитвы – коллекты – как дополнительное воспоминание тайны дня. Сейчас антифоны поются с 17 по 23 декабря на Святой Мессе ежедневно как стих, предваряющий чтение Святого Евангелия. На выбор предлагается либо служение в приходских церквях вечерни во все предрождественские дни, либо совершение специальной молитвы, во время которой поётся Песнь Богородицы с антифоном «О», а также предлагаются развёрнутые ветхозаветные чтения, размышления и краткая литания, обращённая ко грядущему Спасителю.

Известный литургист, монах-бенедиктинец Дом Геранже говорил, что в этих антифонах «заключена вся суть литургии Адвента». Каждый из Антифонов состоит из двух частей. Первая это цитата из Святого Писания, она не всегда дословная, но при этом легко понять, откуда именно взят текст. Во второй части неизменно повторяется, как литания, одно и то же воззвание «Veni» – «Приди». Горячее стремление, ожидание, выраженное в текстах, ещё более усиливается в грегорианских мелодиях, на которые эти антифоны поются. Антифоны следуют друг за другом согласно определённой логике: сначала возвещается рождение Предвечного Слова, потом говорится о народе избранном, среди которого Оно воплощается, а затем утверждается Его власть и могущество над всеми народами. Интересно, что в самом тексте этих антифонах можно найти ответ Христа на воззвание, которое они содержат. Нужно только прочитать, начиная с последнего антифона и заканчивая первым, начальные буквы шести Имён Мессии. «Ero cras» в переводе с латинского означает «Буду завтра [с вами]». 

(комментарий каноника Робера Лезажа// «Парижский церемониал». Париж, 1952 «Требник» Москва, 2004)

Антифоны «О»

17 декабря «О Премудрость Божия»
О Мудрость, из уст Всевышнего исшедшая, простирающаяся от края и до края, и управляющая всем могущественно: приди научить нас путям разумения.
18 декабря «О Адонай и Вождь дома Израилева»
О Адонай и Вождь дома Израилева, явившийся Моисею в пламени тернового куста и давший ему закон на Синае: приди искупить нас мышцею простёртою.
19 декабря «О отрасль от корня Иессеева»
О корень Иессеев, ставший знаменем для народов, пред Которым закроют цари уста свои, и Его будут умолять народы: приди освободить нас, не медли более.
20 декабря «О ключ Давидов»
О ключ Давидов и Жезл дома Израилева, Который отворяет, и никто не может затворить, затворяет, и никто не может отворить: приди и выведи из темницы узников, сидящих во тьме и тени смертной.
21 декабря «О звезда восходящая»
О Восход, сияние света вечного и солнце правды: приди и просвети сидящих во тьме и тени смертной.
22 декабря «О Царь сынов человеческих»
О Царь, ожидаемый народами, краеугольный Камень, объединяющий всех людей, приди и спаси человека, которого Ты сотворил из праха.
23 декабря «О Эммануил»
О Эммануил, Царь и Законодатель наш, ожидаемый народами, Спаситель наш: приди спасти нас, Господи Боже наш.

Воззвания
Маранафа, приди, Господи Иисусе! 
– Приди, радость бесконечная. Приди, свет незакатный!
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, ожидание надеющихся на спасение. Приди, пробуждение спящих!
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, о сильный, всё творящий волей Своей. Приди, о Невидимый!
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, Спаситель, пребывающий выше всех небес и поднимающий нас, низко павших!
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, Имя любимое и повсюду повторяемое, сущность Которого нам не дано выразить, а естество не дано постичь!
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, радость вечная. Приди, порфира Царя великого, Бога нашего.
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, Ты, Который желаешь спасения души моей ничтожной.
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, Единый, к тому, кто одинок.
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, желание моё.
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, дыхание моё и жизнь моя, утешение души моей бедной.
Маранафа, приди, Господи Иисусе!
– Приди, радость моя, слава моя, отрада моя беконечная.
Маранафа, приди, Господи Иисусе!


Источник: http://catedra.ru/index.php?page=adventus
Категория: Католические праздники | Добавил: Maria (20.12.2009)
Просмотров: 1879 | Комментарии: 1 | Теги: адвент, католические праздники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar