Рождество Христово - 25 декабря

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)

Рождество Христово

Торжество воплощения нашего Господа и Спасителя - Иисуса Христа, широко празднуется во всем мире. Но когда же его праздновать?

Наша страна обладает очень сложной историей. После периода насильственного отказа от религиозных воззрений, люди многое забыли, до сих пор пердпочитая Рождеству празднование Нового Года.

Из года в год ведутся споры о том, "чьё Рождество правильнее": то ли то, которое отмечает весь мир – 25 декабря, прозванное «католическим» или же то, которое празднуется в России – 7 января, именуемое «православным». Это очень печально, так как существование подобных вопросов и полемик говорит лишь о том, что за формальным поводом отдохнуть мало кто осознает, что такое Рождество, и что оно может быть только одно - Христово.

Рождество - это День Рождения Иисуса Христа. Разве есть разница, по какому календарю отмечать День Рождения? Ведь главное - совсем не дата празднования. Тем более, что точную дату (историческую) Рождения Христа определить невозможно. Сама дата - 25 декабря имеет не историческое, а апологетическое и назидательно-символическое значение. Дело в том, что этот день является, астрономически безусловным для северного полушария денем зимнего солнцеворота, то есть своеобразной точкой, когда продолжительность дня потихоньку начинает расти. Распространенному в Риме культу Солнца, начавшему 25 декабря свой триумфальный поворот к весне после победы над зимней тьмой, Церковь противопоставила веру во Христа, принесшему миру духовный свет и обновление. 
Нарочито перенеся день рождения Христа на радостно переживаемый язычниками «День рождения Непобедимого Солнца» (Dies Natalis Solis Inviciti), христианские богословы сделали его центром народной жизни. Вся природа преклоняется пред Младенцем Иисусом, и даже Солнце, это божество язычников, повинуется родившемуся «Солнцу Правды». Произошла замечательная замена причинно-следственных отношений.

Но, если уж говорить о "разнице" то ее не существует: Рождество празднуется 25 декабря как католиками, так и православными. Просто первые перешли на систему грегорианского календаря, который устранил возможность смещения даты празднования Рождества от реального зимнего солнцеворота; а вторые продолжают использовать юлианский календарь ("Старый стиль")).

Календарь - это искусственная, в полном смысле этого слова, - придуманная людьми система последовательного счета дней и поэтому отождествление юлианского календаря с православием основано на недоразумении или на недостатке образованности. К слову сказать, римский язычник император Юлий Цезарь весьма удивился, если бы узнал, что носящий его имя календарь, воспринимается некоторыми людьми как один из столпов Православия! Мы живем не по часам и не по календарю, а внутри объективно данного потока времени, который созданные нами часы или календари должны фиксировать как можно более точно. Они просто инструменты для измерения различных по длительности промежутков времени, а инструменты не могут быть религиозно окрашенными – православными или католическими, они могут быть лишь точными или неточными. Кроме того, многие поместные православные Церкви уже перешли на григорианский календарь и празднуют светлый праздник Рождества Христова в один день вместе с христианами других конфессий – это например: Константинопольский Патриархат, Греческая, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Польская и Чешская Православные Церкви. В свое время, в начале XX столетия Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный в последствии к лику святых, пытался перевести православное богослужение на новый стиль, но это его начинание не получило поддержки. Однако, кто знает, может когда нибудь, и в России все, кто исповедует веру во Христа, встретят Рождество вместе, в один день, а не с почти двухнедельным отрывом. Пока об этом остается только мечтать, но кто-то говорил, что в Рождество мечты сбываются.

(по материалам статьи "О Рождестве" Михаила Фатеева, Санкт-Петербург)

Как встречать Рождество?


Сочельник
     Празднование Рождества Христова начинается вечером в Сочельник. Так называется день, предшествующий Рождеству – 24 декабря. В этот день до торжественной трапезы желательно соблюдать строгий пост.
     По традиции, к этому времени дом празднично убран и украшен, наряжена ёлка. Рядом с ёлкой можно поставить рождественские ясли с фигурками Младенца Иисуса, Девы Марии и св. Иосифа, волхвов и пастушков, а также животных. Это можно сделать вместе с детьми, используя при этом их игрушки. 
     Празднование Рождества Христова начинается с торжественной вечерней трапезы в семейном кругу.
     Праздничный стол состоит из постных блюд, число которых по традиции достигает двенадцати. Стол накрыт белой скатертью, украшен еловыми ветвями, на нём стоят свечи. Как правило, за столом оставляют место для нежданного гостя, в котором к верующим приходит Сам Христос. В центре стола на тарелке или, по древней традиции, на подушечке, набитой сеном, лежит рождественский хлеб – облатка.

     После того, как все соберутся, зажигаются свечи и выключается верхний свет. Глава семейства осеняет себя крестным знамением со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», все осеняют себя крестным знаменем и отвечают «Аминь». Ведущий произносит молитвы благословения над Рождественским хлебом:
     Ведущий:
     Дорогие, давайте задумаемся над глубоким смыслом преломления рождественского хлеба. Пожелания, которые мы при этом произносим. Часто касаются ценностей преходящих, материальных. Но суть в чём-то другом, гораздо более значительном. Обычай «рождественского хлеба» произошёл от главного таинства христиан – Евхаристии, называемой в Библии «преломлением хлеба».
     Иисус Христос во время Тайной Вечери благословил, преломил и раздал хлеб. Наш Господь и сегодня собирает людей вокруг одного стола – алтаря, а Сам становится Хлебом. Но для того, чтобы обрести возможность вкушать Хлеб Жизни, мы должны открыть свои сердца на нужды ближних, должны быть готовы жертвовать чем-то, творить дела любви. Мы сами должны быть такими же добрыми, как хлеб. Так пусть выражением этой доброты и любви станет преломление рождественского хлеба. Рождественский хлеб – это символ любви.
     (Некоторое время сохраняется молитвенное молчание).
      Ведущий продолжает:
     В эту торжественную минуту восхвалим Бога, нашего Отца, и Единородного Сына Его, Иисуса Христа, Который родился от Пресвятой Девы Марии, чтобы быть Богом среди нас.
     Благодарим Тебя, Боже, Отче наш, за этот хлеб – плод земли и трудов человеческих. Сегодня он собрал нас вместе за одним столом, так же, как Хлеб Евхаристии собирает нас у алтаря. Благослови этот рождественский хлеб, который по древнему христианскому обычаю мы преломим, говоря друг другу праздничные пожелания.
     Господи, Ты Сам научил нас тому, как, преломляя хлеб, делиться с другими, особенно с нуждающимися, любовью, доброжелательностью и миром. Надели нас всех даром совершенной любви к Тебе и к ближним и научи нас славить Твою отцовскую доброту. Через Христа, Господа нашего.
     Все отвечают: «Аминь».
     Все продолжают стоять, один из членов семьи читает отрывок из Евангелия от Луки (Лк 2, 1-7).
     «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице».
     Включается диск с рождественскими песнями – колядками. Все берут облатки и делятся ими друг с другом. Участники трапезы по очереди дают друг другу отломить и съесть кусочек своей облатки. В то время, когда один отламывает кусочек облатки, другой говорит ему предрождественские пожелания. Этот обряд заканчивается совместным чтением молитвы «Отче наш».


     Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё, да придёт царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.
     Все садятся за стол, и начинается торжественный ужин, после которого поются колядки. Затем все отправляются на ночную рождественскую Мессу.
(Требник. М.,2004)



Источник: http://catedra.ru
Категория: Католические праздники | Добавил: Maria (22.12.2009)
Просмотров: 1671 | Теги: католическое рождество, Рождество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar