13:04
Жан Ванье "Дополните мою радость". Выступление во время уик-энда общины "Ковчег" в феврале 1990 года (Часть 2)

(продолжение)

Путь к общинной мудрости

Крест - соблазн. Поэтому для того, чтобы следовать за Иисусом, нужно радикальное обращение. Следовать за Ним - значит вместе с Ним идти к тому, кто страдает, и открывать смятение и страдание в самом себе. Невозможно жить в общине, не совершая ежедневно глубочайшего личного обращения, в котором - источник возрастания и путь к празднованию единства. И это обращение затрагивает не только нашу волю. Нужно позволить Святому Духу пронизать нас целиком - разум, чувства, память, воображение, тело, - чтобы все наше существо пропиталось Премудростью Божией, и чтобы мы научились общинной мудрости.

Про общинную мудрость редко говорят, по ней не защищают дипломов. А между тем, она затрагивает нечто совершенно особенное - искусство жить в общине, с мужчинами и женщинами, найти ориентиры и жить по ним. Это глубоко человеческая мудрость, ведущая к личному обращению сердца, но также и к пониманию другого со всеми его трудностями.

В первом послании Коринфянам апостол Павел описывает Церковь как тело. Этот образ можно применить и к каждой общине: любая община есть тело. Части его отличаются друг от друга, но каждое необходимо для тела. И глаз, и ухо, и нога... Самые слабые члены необходимы, и наименее почтенные должны быть в почете (см. 1 Кор 12, 12).

Община не состоит из людей, похожих друг на друга. Нужны те, кто углубится в работу или в управление - в полноте оставаясь частью тела. И нужны такие, кто отдаст все свое время «семье». Каждый отличается от остальных, но каждый необходим. Эта разница проявляется в глубинном призвании, но также и в образе жизни: одни призваны к браку, другие — к посвященной жизни, третьи еще в поиске... кто-то здесь навсегда или надолго... У каждого свое, уникальное место в общине.

Общинная мудрость требует специального размышления и поиска, чтобы создать широкое пространство для диалога и корректно вести этот диалог, - тогда встречи будут плодотворными и приведут к решениям. Причем каждый из членов общины создает ее своим поведением и умением слушать.

Иногда может показаться, что община слишком велика, что она недостаточно открыта вовне. Но начнем с того, чтобы любить людей из нашей «семьи» (разумеется, не претендуя на глубоко интимную откровенность с каждым из них), - а уж потом мы сможем раскрыться навстречу остальным. И также обратим внимание на качество нашей работы, чем бы мы ни занимались.

Что приводит к большой усталости, так это желание жить в общине - и одновременно отказ от ее требований, когда любишь ее, не любя на самом деле. Нужно быть ясным в своем выборе. Выбрать общину не обязательно значит избрать ее на всю оставшуюся жизнь. Но если мы выбираем жить в ней сегодня, значит на сегодняшний день мы избираем ее в полноте, с ее структурами, ответственными, расписанием. И закладываем свой камень в строительство этой общины.

Всякий выбор означает лишение, но ведет к новому освобождению. Совершая выбор, мы строим внутреннее содержание своего существа. «Личность» строится из повседневного выбора, точно собор из камней. Выбрать - не просто избрать, скажем, «Ковчег», но отказаться от других общин, - потому что любой выбор требует отказа и жертвы. Мы теряем что-то. Выбрать общину, значит согласиться на нее в полноте — такую, какая она есть, а не только какой я хотел бы ее видеть. И еще это значит вместе трудиться для ее преображения - медленного и жизненно необходимого.

Я также должен питать свой выбор. Если я не умею отдыхать, если все мое существо не получает достаточно глубокого питания, я рискую погрузиться в усталость и апатию. Духовное руководство поможет мне питать мой выбор, и я смогу услышать Слово Божие: «Если хочешь пребывать в общении со Мной, в нежности и сострадании Духа Святого, дополни Мою радость постоянным поиском единства, составляя с другими одну душу, - среди всех противоречий; избегай тщеславия и ищи прежде блага для других, а не для себя».

Для этого я должен иметь хорошее духовное здоровье. Мое сердце, мой разум и дух должны быть оживотворены. И тогда я смогу почитать других лучше себя.

Этот призыв апостола Павла - на самом деле, призыв Иисуса, обращенный к каждой из наших общин. Ибо Святой Дух хочет, чтобы они цвели на нашей земле, как знамения, говорящие: «любовь существует». И Он призывает нас укореняться в этом призыве, дабы, пребывая в единстве, мы принесли плоды.

«Имейте между вами те же чувства,
что и во Христе Иисусе:
Он, будучи Божественным по природе
не держался ревниво
за равенство с Богом.
Но Он Сам уничижил Себя,
приняв положение раба
и став подобным человекам.
Сделавшись как человек,
Он унизился еще больше,
быв послушным до смерти
и смерти на кресте!
И Бог прославил Его,
и дал Ему Имя
выше всякого имени,
дабы во имя Иисуса
все склонили колени - превыше небес,
на земле и в преисподней,
и чтобы всякий язык возвестил,
что Иисус Христос - Господь,
во славу Бога Отца».
(Флп 2, 5-11) - (3)

Слабость человеческого тела

Для нас этот текст апостола Павла - уникальный путь к единству. Если в нас не будет тех же чувств, что во Христе Иисусе, мы окажемся служителями не единения, но разделения. И Павел объясняет, каковы чувства Христа Иисуса: нисходить все ниже и ниже — в противоположность тому, что происходит в мире.

Эти слова задевают нас до глубины души, той глубины, где происходит борьба между большим и маленьким, между стремлением возвыситься и боязнью унизиться. Эти слова призывают нас идти по той же дороге, что Иисус. Он, истинный Бог, не желал ревниво держаться за божественное величие. Он унизился до того, чтобы стать человеком, до того, чтобы стать плотью.

Для Платона тело - темница души. Оно полно страстей и дурных чувств. Все древние философы считали, что нужно отделиться от материи, чтобы придти к духу. Материя грязна, она находится на уровне животных и не может поднять нас к Богу.

И вот, Бог становится плотью! Это дает телу совершенно новое место - вплоть до того, что Иисус попросит нас есть Его Тело! Есть Тело и пить Кровь Иисуса - ужасно, Его первые ученики даже решили, что Он сошел с ума. Он, Который, как утверждали, пришел освободить иудейский народ! И мы видим, как ученики уходят от Него. Его слова слишком трудны (см.Ин 6).

Иисус дает нам совершенно новое понимание тела. Оно не отдаляет нас от Бога, а наоборот, может стать орудием для приближения к Нему. Сам Иисус пожелал стать плотью, а мы знаем, что характерная черта плоти - слабость. Наше тело прекрасно, но как же оно хрупко! Конечно, нас есть воля, наше тело полно жизни, - но мы знаем, как легко оно устает и болеет.

После двадцати двух лет наш мозг каждый день теряет по сто тысяч клеток, которые больше не восстанавливаются. То же самое происходит со всеми органами - и они неуклонно уменьшаются. Смерть — не случайность, она вписана в наше существо с момента зачатия.

Человеческое тело характеризуется слабостью и малостью. Зачатие и рождение ребенка - прекрасная реальность, но сколько в ней умаленности! Такие важные девять месяцев, проведенные во чреве матери, потребность быть накормленным, испражняться - это все физиология, это все бедность.

Путь нисхождения

Иисус, будучи Богом по природе, пожелал встать на путь малости и бедности. Он унизился еще больше, приняв состояние раба и став послушным до смерти крестной. Он был захвачен и убит властями того времени. Его жизнь и смерть прошли под знаком бедности. Но именно потому что Он принял путь нисхождения, Отец поднял Его и возвеличил, поставил Его выше всех. И теперь все преклоняются пред Ним, и всякий язык возвещает Его величие и красоту Сына Божьего.

Когда Иисус говорит: «Следуй за Мной», Он призывает нас идти по пути нисхождения. И, может быть, именно здесь мы вступаем в наибольшее противоречие с духом мира сего. Самая главная борьба происходит вокруг жажды возвышения, стремления занять высокое положения. Это может проникнуть в Церковь и в общину, потому что это сидит в каждом из нас. Ведь и добро можно делать лишь для того, чтобы достигнуть человеческой славы. Вот где совершается главная битва между благодатью и человеческой психологией.

Конечно, в некотором смысле мы должны возрастать: ребенку необходимо овладевать знаниями, его тело должно расти и укрепляться, равно как воля и способности. Для этого ему понадобится определенный дух компетентности. И вот тут-то раскрывается вся двусмысленность человеческого положения, в ответ на которую Иисус говорит каждому из нас: «Если хочешь стать миротворцем и раскрыть глубокий смысл человеческого существа, Я покажу тебе совершенно новый путь бедности и умаления». Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам, который я вам прочитал, выражает то, что называют «кенозом» - от греческого глагола, означающего «опустошаться». Иногда слово «уничижился» переводят как «опустошился». Иисус должен был стать человеком, чтобы пройти до конца этот безумный путь уничижения. Чтобы восстановить распадающееся человеческое общество (подобно тому, как восстанавливают разрушающийся дом), нужно спуститься до самого основания, до самого низа - и лишь тогда можно будет постепенно отстроить все заново.

Иисус пришел принести совершенно новый порядок общения - во свете и по образу Божьему. Но человеческое общество строится по принципу иерархии, где слабые и отверженные оказываются в самом низу, их отталкивают и презирают. Поэтому Иисус обращается прежде всего именно к ним, например, к удивительной женщине-самарянке. Иудеи презирали самарян, как недостойных (а римляне презирали иудеев, считая их фанатиками и неудачниками). К тому же, эта женщина имела пять мужчин и тот, кто теперь был с ней, не муж ей - так что ее презирали даже самаряне.

Самарянка по всем статьям беднейшая женщина Евангелия. И ей одной Иисус скажет, что Он - Мессия. Он не говорил так ни иудеям, ни даже апостолам. Это момент очень сильных чувств: когда женщина говорит, что ее народ ожидает Мессию, Того, Кто все им откроет, Иисус отвечает ей: «Это Я, Кто говорит с тобой» (см. Ин 4,26).

Иисус открывается в полноте лишь тому, кто стоит на самой нижней ступеньке лестницы. Он, будучи Богом по природе, указывает нам путь. Брат Шарль говорил, что никто не может идти ниже, чем Иисус, ибо Он отождествил Себя с самыми маленькими, самыми бедными, самыми разбитыми. И отсюда Он будет восстанавливать вселенную, объединяя Свое Тело, тело Церкви.

Бедный мешает

Мы видели, что апостол Павел сравнивает Церковь с телом, состоящим из множества членов, совершенно непохожих друг на друга. В этом теле наименее славные и наиболее слабые члены необходимы и должны находиться в почете (см. 1 Кор 12).

Но каждый из нас видит, что беднейшие - не в центре видимой Церкви, их вытесняют. В этом есть что-то глубоко ранящее, это самое великое разделение. Иисус будет восстанавливать Свое Тело, начиная с самых бедных и раненных членов. Таким образом, здесь проявляется главное противостояние человеческого сердца.

Иисус умер, потому что Он хотел поставить бедного в центр общины. Но прокаженные, грязные, отталкивающие люди изгонялись из храма. Иисус оказался Тем, Кто мешает.

Мы знаем, какая жестокая борьба совершается внутри нас, ибо путь нисхождения вынуждает к встрече с бедным, а бедный мешает. От нас требуется не сделать что-нибудь для него, но вступить с ним в отношения, и мы не знаем, куда эти отношения заведут. Бедный может попросить то, чего мы не хотим давать. Жить в союзе с бедным, значит общаться с ним и стать уязвимым. Это значит потерять свою свободу, чтобы стяжать новую свободу - свободу любви. Бедный опасен. Он призывает к изменению, к преображению, к полному обращению.

Помню, однажды в Париже ко мне подошла женщина. Она выглядела хрупкой и израненной. Она попросила десять франков. Я спросил, зачем, - и услышал, что она была больна и только что вышла из психиатрической больницы. Завязался разговор. И в какой-то момент я осознал, что скоро ситуация станет опасной: я приглашу женщину поесть и уже не смогу оставить ее на улице. И я почувствовал, что во мне поднимаются всевозможные силы, требующие остановиться. Я дал ей десять франков и пошел по своим делам.

Если мы становимся слишком близки к бедному, мы теряем личную свободу. В определенной точке наступает момент необратимости, который изменит нашу жизнь. Я понял, что повел себя также, как священник и левит в притче о милосердном самарянине. Оба продолжили свой путь в Иерихон. Все мы пережили такой опыт.

Путь нисхождения ведет нас к бедняку, который кричит. Этот путь очень опасен. Я говорю не только о больных людях, но и о том или ином ассистенте из моей «семьи», который плачет или сердится, и несет в плоти своей человеческую хрупкость. Подойти к нему, может быть, очень опасно, - лучше отойти подальше. Порой куда легче дать бедному деньги, нежели приблизиться к нему.

Спуститься, чтобы общаться

Но не в этом новое видение, которое Иисус принес в мир. Иисус учит нас не убегать, но опускаться до самого низа и здесь находить семена воскресения. Удивительно: нужно опуститься, чтобы быть исцеленным и возродиться. Именно бедный учит нас общению.
Общение сильно отличается от щедрости. Можно отдавать и много делать для других, но общаться - это остановиться и вступить в отношения. Это значит посмотреть в глаза и дать руку во взаимном даре. Принимая и отдавая. Щедрость означает лишь дар. Она требует времени, денег или знаний - и все. Зачастую она приносит славу. Но вступить в общение - значит стать уязвимым, разрушить барьеры и маски (в том числе, маску щедрости) и показать себя таким, какой я есть.

Вступить в общение - это признать, что мы нуждаемся в другом, как уставший Иисус, Который попросил Самарянку дать Ему пить. Иисус не требует, чтобы она изменилась, Он просто говорит, что нуждается в ней. Он встречается с ней на глубине, Он общается с ней, Он вступает в отношения, когда отдают и получают, останавливаются и слушают. Легче отдать, чем остановиться - особенно если сам ты в тревоге. Разумеется, бедному нужны деньги. Но прежде всего ему, как ребенку, нужна встреча с другом, который счастлив быть вместе с ним.

Быть в «семье Ковчега», значит обрести радость, живя с бедным, когда ешь и пьешь вместе с ним. Иисус сказал: «Когда делаешь обед, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых... зови нищих, увечных, хромых, слепых» (Лк 14, 12-13). Ибо разделить трапезу с кем-то, значит захотеть вступить с ним в общение.

Путь нисхождения открывает нам тайну вселенной. Мы узнаем ее рядом с больными людьми, которые жаждут дружбы и вводят нас в мир общения. На нижней ступени лестницы не требуют ни больших знаний, ни способностей, а только самого главного — сердца.

Путь нисхождения - это путь воскресения. Но он очень опасен, потому что заставляет нас многого лишиться. И еще потому что он вынуждает спуститься в нашу собственную глубину и, - что еще тяжелее, - открыть свои собственные раны и слабости. Этот путь заставляет нас, живя с бедным, все больше и больше открывать нашу собственную бедность, мир смятения, который мы носим в себе, нашу жесткость и даже способность причинить зло.

Рядом с некоторыми людьми я сам испытал бурю насилия, которая поднималась из моего существа - загнанная вглубь, но весьма реальная. Способность причинить зло, когда ты пред лицом чего-то невыносимого, способность ранить бедного. Я отлично знаю, что у двери моей раны сидит волк, который может проснуться. Когда видишь собственную израненность и способность причинять зло другим, ты уже не так яростно ненавидишь тюремщиков-палачей из концлагерей. Путь нисхождения — болезненный путь, но это путь к спасению и глубокому исцелению.

Свет во тьме светит

В прологе Евангелия от Иоанна сказано, что свет пришел, чтобы светить во тьме. Но пока мы не признали тьму внутри нас, пока не прикоснулись к ней и не ощутили собственную израненность, свет не сможет проникнуть в нас, - и мы остаемся разделенными существами.

В человеке можно найти тьму двух видов. Во-первых, никто из нас не обладает сексуальностью, полностью реализованной в отношениях. Во-вторых, в каждом сидит желание власти и контроля. Кстати, эти вещи тесно связаны между собой. Когда сексуальность изранена, мы можем стремиться «держать себя в руках» одной лишь волей, и тем самым развивать властную личность, которая не умеет слушать других и пытается держать под контролем любую ситуацию.

На пути нисхождения мы позволяем Святому Духу проникнуть в нашу слабость, в наше израненное тело и психику, - и постепенно переживаем воскресение. Если мы вообразим себя совершенными, то будем как старший брат блудного сына, который осуждал всех на свете. А блудный сын никого не судил, ибо на себе испытал, что такое прощение. Он дал отцовским объятиям охватить его и почувствовал себя любимым - таким, каков он есть, с его слабостями и ранами. И, дойдя до конца нисходящего пути, он поднялся, - чтобы не судить. Чтобы стать людьми сострадания, которые не судят и не осуждают, но прощают, мы должны пройти по пути нисхождения, обновляющему нас изнутри.

Общинная жизнь - тоже путь нисхождения. Нам казалось, что все здесь прекрасно и совершенно, но потом мы открываем несправедливость, неумение слушать, несовершенство структуры - и начинаем сомневаться. Человеческая мудрость - в том, чтобы открыть и полюбить бедность общины, бедность Церкви. Мы остаемся в Церкви не потому что она прекрасна и совершенна. Церковь Иисуса есть собрание грешников, но грешников призванных. И в «Ковчеге», мы - бедный народ, жаждущий верить и надеяться, и научиться любить. Такова община: место нашего возрастания, но также страдания и праздника.

Мудрость нисходящего пути - в том, чтобы принимать свою бедность и израненность, а также бедность и израненность других. Эта мудрость не питает иллюзий, не боится прикоснуться к реальности и не требует, чтобы все было совершенным или хотя бы могло таковым стать. Нет, она лишь открывает нам, что Бог пребывает в сердце нашей бедности и хрупкости.

В книге «Мистер Бог, это Анна», Анна рассказывает, что она всю жизнь пыталась убежать от пустоты, которую ощущала внутри себя. Через музыку, слова, всевозможные дела, - до тех пор, пока не открыла, что в этой пустоте скрывается Сам Бог. Бог скрывается в сердце того, кто страдает, в сердце бедного.

В этом вся тайна Слова, ставшего плотью, Света, сошедшего в грязь, чтобы сделаться доступным для всех, в общении и любви. Для этого Иисус стал младенцем, для этого Он умер на кресте и теперь являет Себя нам через лицо бедного, через нашу собственную бедность.

В послании к Филиппийцам апостол Павел напоминает нам, что для того, чтобы стать людьми надежды, служителями единства и мира, мы должны следовать за Иисусом по пути смирения. За Ним, бывшим послушным даже до смерти крестной, за Ним, пережившим полную отверженность. И потому Бог прославил Его.

Если не умою ног твоих...

Накануне Своей смерти Иисус сделал удивительный жест. Он собрал Двенадцать — и снял с Себя одежду. Одежда придает человеку достоинство, она показывает его социальное положение. Иисус снимает одежду и начинает мыть ноги ученикам. Петр бурно протестует:
«Не умоешь ног моих вовек!» Петр хочет сильного Мессию. Но Иисус, препоясанный, стоящий перед ним на коленях, настаивает: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин 13, 8).

Иисус бывает очень твердым, даже жестким в словах. Для Петра этот ответ означает, что если он не позволит вымыть себе ноги, он должен уйти. И потрясенный Петр откликается, как ребенок: «Господи, не только ноги, но и руки, и голову!» Мыть ноги, значит опуститься до самого нижнего уровня человеческого существа, до самой земли. Если ты позволил, чтобы тебе мыли ноги, значит, ты нуждаешься в другом; для этого тоже надо стать маленьким.

Умыв ноги ученикам, Иисус оделся и объяснил им: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо Я точно то. Итак, если Я, Учитель и Господь, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам... Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин 13, 12-17). Здесь нам дается одна из двух заповедей блаженства в Евангелии от Иоанна. Иисус призывает нас совершать этот жест смирения.

Несколько лет назад в мою «семью» приняли одного страшно беспокойного человека с микозом на ногах. Ему нужно было мыть ноги по три раза в день. И мы с удивлением обнаружили, что всякий раз во время этой процедуры он расслаблялся и речь его становилась пристойней. В результате, даже после того как он поправился, мы продолжали мыть ему ноги еще около трех месяцев. Мыть кому-то ноги - это очень важный жест, это жест служения, общения. Иисус призывает каждого из нас следовать за Ним по пути нисхождения, по пути, который ведет к воскресению.

Перевод с французского О. Дьячковой

Источник: http://sites.google.com/site/verasvet/biblioteka

Категория: Католичество | Просмотров: 1297 | Добавил: Maria | Теги: Жан Ванье, Вера и Свет, Ковчег, Дополните мою радость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar