Распорядок жизни священнослужителя исключает практически все виды
активного отдыха и развлечений. В частности, спортивные игры, танцы и
тому подобное.
Непосредственно же служение состоит, как всем
известно, из совершения церковных служб, треб и молитв, которые
совершаются в мало подвижном состоянии.
Если рассматривать
физический труд в рамках натурального хозяйства, то надо заметить, что
процент сельский священников, которые могут без ущерба для основного
служения посвящать себя сельскому труду, не так высок в связи с тем, что
на сельском приходе, чаще всего, служит только один батюшка. И все
приходские проблемы ложатся на его плечи. А проблемы эти сегодня, как
правило, имеют административный характер.
Нельзя не упомянуть и о
постах. При всей пользе поста для нашего смирения и духовного развития,
следует отметить, что все продукты для постной трапезы, в большинстве
своем, относятся к легко усваиваемым углеводам и высоко калорийным
растительным жирам. Да и режим питания у священника своеобразный. В
частности, священник не имеет права вкушать пишу до окончания литургии,
даже если он не служит. Таким образом, завтрак исключается. А днем почти
всегда много дел -- требы и т.д. -- и не хватает времени на обед.
Получается, что остается только ужин. Вот и наедаются все батюшки на
ночь, что очень вредно.
Стрессов в жизни священников ничуть не
меньше, чем у сотрудников скорой помощи или пожарных. Та же самая
исповедь -- это не просто выслушивание чьих-то грехов с абсолютным
безразличием. Каждая исповедь -- это личное переживание проблем и тягот
ближнего. Священник становится свидетелем откровения грехов и сознает
всю свою степень ответственности за кающегося перед лицо Божиим. То же
самое и таинство Евхаристии -- оно требует от священника максимальной
концентрации всех его сил. То же и в приходской жизни: батюшка отвечает
за весь приход, храм и церковную утварь. Так что стрессов хватает. А как
мы с ними боремся? Чаще всего, просто заедаем.
Что же мы имеем в
результате? Нарушение обмена веществ плюс заболевания
желудочно-кишечного тракта. С другой стороны, здесь может сказываться и
врожденная конституция человека, его предрасположенность к полноте или
худобе.
Мне трудно судить о комплекции святых отцов, которые жили
в первые века христианства. Жития не сохранили ни описания внешности,
ни сведений о весе святых. А иконописная традиция предписывает
изображать святых худыми.
Толщина священнослужителей иногда
становилась причиной самых неожиданных явлений. Например, этнографы
описывают бытовавший в некоторых губерниях обычай в рамках
сельскохозяйственных обрядов катать священника по полю, приговаривая
"Уродися сноп, толстый как поп". Разумеется, это - яркий пример т.н.
двоеверия, языческих по сути обрядов в полухристианской оболчке, однако
можно заметить, что толщина "попа" мыслилась не как отрицательное
качество, а как залог богатого урожая.
отсюда
|